Россия
Обсуждается понятие научной коммуникации как открытой сложной системы, которая включает различные субъекты и использует разнообразные коммуникационные каналы, средства и формы для создания личного интереса и формирования позитивного отношения к науке, понимания содержания науки широкой аудиторией. Причинами роста интереса к научной коммуникации являются изменения как внутри науки, так и внутри общества. Рассматривается специфика научной коммуникации в научно-образовательной сфере России, США, Германии, Великобритании, Китае и Японии. Делается вывод о необходимости двусторонней коммуникации между наукой и обществом, о зависимости особенностей научной коммуникации в разных странах от коммуникационных задач правительства страны.
научная коммуникация, факторы развития научной коммуникации, коммуникационные практики, специфика научной коммуникации, научно-образовательная сфера.
Научная коммуникация, смыслом которой является обмен информацией, составляет ядро профессиональной деятельности ученых [7]. Это область знаний, объединяющая научную журналистику, классический пиар и популяризацию науки.
1. Ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки [Электронный ресурс]. — URL: http://akson.science (дата обращения: 15.05.2017).
2. Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования [Текст] / Б.М. Гаспаров. — М.: Новое литературное обозрение, 1996. — 352 с.
3. Гиляревский Р.С. Научные коммуникации и информатика [Текст] / Р.С. Гиляревский, А.И. Михайлов, А.И. Черный. — М.: Наука, 1976. — 435 с.
4. Исследование коммуникационных практик научно-образовательных организаций РФ [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rvc.ru/upload-/iblock/70f/201409_Study_communication_practices.pdf (дата обращения: 05.05.2017).
5. Крейг Р.Т. Теория коммуникации как область знания [Текст] / Р.Т. Крейг // Компаративистика III: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. — СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2003. — С. 72–126.
6. Медведева С.М. Научная коммуникация в современном мире: проблемы и перспективы [Текст] / С.М. Медведева // Материалы конференции XIX Шишкинские чтения. — М.: Изд-во МГИМО, 2013. — С. 253–255.
7. Мирская Е.З. Компьютерные телекоммуникации в российской науке [Текст] / Е.З. Мирская, С.Б. Шапошник // Вестник Российской академии наук. — 1998. — Т. 68. — № 3. — С. 203–213.
8. С Россией ничего не происходит [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gazeta.ru/science/2013/06/10_a_5375045.shtml (дата обращения: 21.05.2017).
9. Отчет Еврокомиссии «Создание конкурентной среды в области научных исследований» [Электронный ресурс]. — URL: http://ec.europa.eu/research/innovation-Union/pdf/ikt_expert_report.pdf (дата обращения: 28.05.2017).
10. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова, 1998 [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.psyoffice.ru/slovar-s204-ru4.htm (дата обращения: 05.06.2017).
11. Academy to promote science communication in China. — URL: http://www.scidev.net/global/communication/news/-academyto-promote-science-communication-in-china.html (дата обращения: 11.05.2017).
12. Benneworth P. The challenges for 21st century science — a review of the evidence base surrounding the value of public engagement by scientists. Enschede: Universiteit Twente, 2009.
13. Bultitude K. Presenting Science // In Brake M.L. and Weitkamp E. Introducing Science Communication. London: Palgrave MacMillan. 2010.
14. Burns T.W., O’Connor D.J. and Stocklmayer S.M. Science Communication: A Contemporary Definition // “Public Understanding of Science”, 2003. — URL: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/09636625030122004 (дата обращения: 23.04.2017).
15. European Commission. Special Eurobarometer 340 / Wave 73.1 — TNS Opinion & Social. Brussels: Directorate-General for Communication. 2010.
16. Ipsos MORI. Public attitudes to science 2011. Department for Business, innovation and Skills. 2011. — URL:http://www.ipsos-ori.com/Assets/Docs/Polls/sri-pas-2011-main-report.pdf (дата обращения: 20.05.2017).
17. Kerr A., Cunningham-Burley S. and Tutton R. Shifting subject positions: Experts and lay people in public dialogue // Social Studies of Science. 2007. Vol. 37 (3). P. 385–411.
18. Leadbeater C. We-Think: mass innovation, not mass production. London: Profile Books. 2008.
19. Leiserowitz A., Maibach E., Roser-Renouf C., Smith N. and Dawson E. Climategate, public opinion and the loss of trust. Yale Project on Climate Change Communication. 2010. — URL: http://climatecommunication.yale.edu/publications/climategatepublic-opinion-and-the-loss-of-trust (дата обращения: 08.05.2017).
20. Science and the public: A review of science communication and public attitudes to science in Britain. — URL: https:// wellcome.ac.uk/sites/default/files/wtd003419_0.pdf (дата обращения: 17.05.2017).