сотрудник с 01.01.2012 по настоящее время
, Россия
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» определил необходимость совершенствования системы планирования и управления карьерным ростом государственных гражданских служащих в России. Осуществляемые сегодня функции управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением работников государственных органов не соответствуют требованиям современности и комплексно не охватывают весь спектр необходимых к реализации направлений работы с персоналом. К сожалению, управление персоналом в настоящее время не возведено в ранг первостепенных направлений работы государственных органов, в большинстве государственных министерств, агентств и ведомств отсутствуют локально-нормативные документы, регулировавшие бы деятельность кадровых служб, а их деятельность, в своем большинстве, сводится к организации и обеспечению процессов найма и отбора, аттестации, квалификационных экзаменов, делопроизводства, проверки личных сведений и контроля за соблюдением трудовой дисциплины. Управление же карьерой гражданских служащих отходит либо на второй план, либо не осуществляется вообще. Поэтому данная статья посвящена рассмотрению нормативного регулирования функций работы с государственными гражданскими служащими и анализу соответствия выполняемых кадровыми службами государственных органов исполнительной власти Российской Федерации функций существующему законодательству. Кроме того, в статье приводятся рекомендации по кадровой работе, а также предлагается список необходимых к выполнению функций по планированию и управлению служебно-профессиональным продвижением гражданских служащих, охватывающих весь спектр общенаучных функций управления и направлений работы, способствующих повышению эффективности управления персоналом на государственной службе.
государственный гражданский служащий, управление карьерным ростом, служебно-профессиональное продвижение, кадровая служба государственного органа, функции кадровой службы, функции планирования карьеры.
В настоящее время большую значимость для России представляет разработка подходов к управлению карьерным ростом и служебно-профессиональным продвижением государственных гражданских служащих в целях максимально эффективного и рационального использования и развития трудового потенциала государственных органов власти. Сегодня функции управления карьерой фактически не выполняются кадровыми службами государственных органов власти, а законодательное регулирование охватывает данную сферу в крайне малой степени. Передовой опыт применения методов, принципов и подходов организаций реального сектора экономики и опыт органов государственной власти зарубежных стран по управлению карьерным ростом в государственной гражданской службе нашей страны используются очень слабо.
Причинами сложившейся ситуации, помимо фактического отсутствия целостного законодательного регулирования управления карьерой гражданских служащих федеральных органов власти, служат [5]: недостаток профессионалов для работы с кадрами; недостаточное владение работниками кадровых служб новыми эффективными технологиями работы с людьми и уже зарекомендовавшими себя в мировой практике приемами управления персоналом; отведение кадровым службам государственных органов вспомогательной роли на уровне подготовки проектов приказов, которая не способствует высокому качеству работы с персоналом и активному участию специалистов в принятии кадровых решений.
1. Бицоев В.В. Правовое регулирование карьеры государственных служащих в Европейском союзе // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2013. № 3 (6).
2. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Кибанов А.Я., Лукьянова Т.В., Лобачева А.С. Планирование карьерного роста государственных гражданских служащих // Вестник университета. 2014. № 1.
4. Могилевкин Е.А. Современный взгляд на карьеру: из опыта карьерного консультирования // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2012. № 3.
5. Павловская И.А. Кадровая служба государственного органа как субъект управления карьерой государственных служащих. URL: http://www.viu-online.ru/tl_files/docs/bulleten/2%2012%20Pavlovsk%2025.doc
6. Положение о Департаменте контроля и кадров Министерства культуры Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства культуры РФ от 9 августа 2012 г. № 843.
7. Положение об Отделе государственной службы, кадров и наград, утвержденное приказом Федерального архивного агентства от 31 марта 2010 г. № 28.
8. Положение об Управлении государственной службы и кадров, утвержденное приказом Федеральной таможенной службы от 21 апреля 2008 г. № 444.
9. Управление персоналом: Учебник / Под общ. ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2002.
10. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
11. Administration and the Civil Serviceinthe EU 27 Member States / General Directorate for Public Administration and the Civil Service, France, 2008.
12. Public employment in European union member states / Ministry of the Presidency. Technical Secretariat-General, Madrid, 2010.
13. Закон о гражданских служащих — Gesamte Rechtsvorschrift für Beamten-Dienstrechtsgesetz 1979, Fassung vom 30.01.2012 (нем.).