Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Дмитров, Россия
В настоящей статье проводится анализ особенностей современной электронной образовательной среды как необходимого условия реализации инклюзивного обучения в образовательных организациях различного типа с учетом требований действующего образовательного законодательства Российской Федерации, а также актуальных мировых тенденций развития образования. Проводится обобщение опыта внедрения образовательными организациями электронного обучения как одного из приоритетных направлений развития современного образования, в частности, как эффективного способа обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
образовательная организация, электронная образовательная среда, электронные ресурсы, электронное обучение, образование, обучение, инклюзивное обучение, интегрированное обучение, инвалид, лицо с ограниченными возможностями здоровья.
Введение
Образовательная политика, отражая ключевые интересы в сфере образования учитывает общие тенденции изменений, такие как ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, которые, в свою очередь, обусловливают необходимость существенных преобразований в образовательной системе. В настоящее время происходит модернизация системы образования, в которой ведущая роль отводится формированию единой электронной образовательной среды, широкого внедрения электронного обучения в образовательные организации различного типа (как общего, так и профессионального и высшего образования). То есть речь идет о системных изменениях во внешней для образования среде, и, как следствие, требуются системные изменения в образовании и основных структурных компонентах образования [5, с. 252]. Объектом исследования выступили действующие педагоги-практики из образовательных организаций различного типа (школы, колледжи, вузы), в общей сложности опрошено 500 человек из 34 регионов Российской Федерации. Электронная образовательная среда является одним из обязательных и неотъемлемых условий реализации инклюзивного обучения. Несмотря на широкое внедрение идей интегрированного обучения в образовательные организации, наиболее приемлемым и оптимальным методом обучения инвалидов является сочетание аудиторного обучения с дистанционным. Соотношение зависит от индивидуальных психофизиологических и психологических особенностей обучающихся, от уровня их социализации. В частности, это относится к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, у которых «дефект» наиболее заметно выражен, что обусловливает особенности психологического микроклимата в образовательном процессе. Иными словами, таким обучающимся тяжело находиться ежедневно среди большого количества людей, по-разному воспринимающих их «особенности». Электронная образовательная среда образовательной организации включает три основных блока:
1) официальный сайт образовательной организации;
2) электронная библиотека;
3) непосредственно электронная образовательная среда, организованная посредством Moodle.
1. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle [Текст]: учеб. пособие / А.М. Анисимов. — 2-е изд., исправ. и доп. — Харьков: Изд-во ХНАГХ, 2009. — 292 с.
2. Кручинин В.В. Технологии электронного обучения [Текст]: учеб. пособие / А.В. Гураков, В.В. Кручинин, Ю.В. Морозова, Д.С. Шульц. — Томск: ФДО, ТУСУР, 2016. — 68 с.
3. Трайнев В.А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества: монография [Электронный ресурс]. — URL: https://fictionbook.ru/author/v_a_trayinev/yelektronno_obrazovatelnyie_resursyi_v_r/read_online.html/
4. Шишов С.Е. Изменение целей педагогического образования: современные тенденции глазами учительского сообщества [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Ж.А. Карманова // В сб. «Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий». Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Печатается по решению Ученого совета Института социально-гуманитарных технологий, протокол № 8 от 20 апреля 2017 года. — М., 2017. — С. 21–24.
5. Шишов С.Е. К вопросу об определении целей образовательного пространства в современном глобализирующемся мире [Текст] / С.Е. Шишов // В сб. «Образовательное пространство в информационную эпоху». Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции 6–7 июня 2016 г. — М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2016. — С. 251–261.