Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Разработаны принципы построения адаптивной цифровой модели логистической системы предприятия (ЛСП) на основе взаимодействия инженерных модулей и интернет-технологий, которые обеспечивают эффективность на протяжении всего жизненного цикла цифровой инфраструктуры логистики. Проактивная система управления обеспечивает комплексный прогноз поведения системы. Предложена 4D-модель по трансформации ЛСП в цифровую среду.
транспортно-логистическая система, архитектура 4D-модели, цифровая инфраструктура, жизненный цикл, проактивное управление, расширенное предприятие.
Цифровая экономика и логистика, цифровизация предприятий в настоящее время являются частью современных бизнес-процессов и на практике доказывают свою эффективность. Перспективы развития современной логистики определяются реализацией концепции Индустрии 4.0 и формированием новых принципов, моделей и архитектуры инженерии предприятия [1, 2]. Анализ структурных элементов цифровой экономики в Российской Федерации по-
казал, что одним из ключевых направлений развития наряду с цифровыми технологиями является создание и внедрение высокоэффективных логистических систем предприятий (ЛСП), осуществляющих переход к цифровой инфраструктуре ведущих секторов экономики, к которым относится машиностроение и транспорт. Современной тенденцией развития ЛСП является их цифровизация, замещение физических объектов инфраструктуры альтернативными, основанными на цифровых активах. Распределенные базы данных, классификаторы, стандарты, информационно-коммуникационные технологии и высокоэффективные системы составляют основу системной
трансформации для перевода производственных процессов и услуг в цифровую инфраструктуру, что обеспечивает устойчивость обслуживания и клиентоориентированность. Результатом рассматривается формирование
адаптивной (устойчивой) ЛСП, представляющей собой сложный организационно-технический объект (СОТО), для управления которым следует использовать цифровую киберфизическую систему (Cyber-Physical Systems — CPS). Применение технологии Интернета вещей (Internet of Things — IoT) позволяет обеспечить непрерывный обмен данными между элементами CPS. Экономика XXI века становится по-настоящему «цифровой», подключенной, интеллектуальной, ее двигает целый комплекс новых бизнес-идей и технологических решений. Это умные машины и интеллектуальные сенсоры; цифровые платформы и мобильность; удаленные мониторинг и управление;
облачные и «туманные» вычисления; искусственный интеллект, цифровая стандартизация и сертификация. Здесь же распределенные реестры, цифровые активы и управление ими, умные контракты и, конечно, кибербезопасность. И наконец, это цифровые двойники как новое прочтение управления жизненным циклом продукта [3]. В рамках цифровой трансформации предприятий «цифровая логистика» призвана отвечать на такие вызовы экономики и бизнеса, как стремительно изменяющаяся, сверхконкурентная глобальная среда, сложность функционирования сетей поставок продукции, охватывающих множество предприятий, быстрое изменение ожиданий и требований потребителей, ограниченность ресурсов производственно-логистической инфраструктуры. При этом под цифровой трансформацией будет пониматься системное изменение источника создания добавленной стоимости, структурной архитектуры ЛСП на основе проактивного управления процессами жизненного цикла, ориентированного на системную инженерию и применение нового типа активов — цифровые, и нового типа капитала — информационного [4]. Системная инженерия является технологией управления, сосредоточенной на менеджменте процессов полного жизненного цикла с целью определения, разработки и применения экономически эффективных, надежных систем, отвечающих потребностям потребителя.
1. Прохоров А. Цифровая экономика, цифровая трансформация. Как определить, измерить, повысить? // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. — 2017. — № 3. — С. 6–19.
2. Куприяновский В.П., Намиот Д.Е., Синягов С.А. Кибер-физические системы как основа цифровой экономики // International Journal of Open Information Technologies. — 2016. — Т. 4. — № 2. — С. 19–25.
3. Цифровое будущее: у российских компаний осталось три года на рывок [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.rbc.ru/spb_sz/22/08/2017/599c32249a79474f1178ce1a (дата обращения: 28.02.2018).
4. Некрасов А.Г, Синицына А.С. Трансформация интегрированных транспортно-логистических систем в цифровую индустрию // Логистика. — 2017. — № 8. — С. 36–41.
5. Вонт Р., Перинг Е., Тенненхау Д. Адаптивные и проактивные компьютерные системы // Открытые системы. — 2003. — № 7. — C. 4–9.
6. Куприяновский В.П., Добрынин А.П., Синягов С.А., Намиот Д.Е. Целостная модель трансформации в цифровой экономике — как стать цифровыми лидерами // International Journal of Open Information Technologies. — 2017, vol. 5, I. 1. C. 26–33.
7. Юсупов Р.М., Соколов Б.В. Проблемы развития кибернетики и информатики на современном этапе // Сборник «Кибернетика и информатика». — СПб.: Издательство СПбГПУ, 2006. — С. 6–21.
8. Гарнов А.П., Гарнова В.Ю. Сравнительный анализ учета основных средств в логистическом комплексе по МСФО И РСБУ // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. — 2018. — № 1. — С. 115–122.
9. ИТ-сервис менеджмент. Введение / itSMF. — 2003. — С. 227.
10. Единая цифровая платформа грузоперевозок заработает в России к концу 2019 года [Электронный ресурс]. — URL: http://vestnik-glonass.ru/~BNHWm (дата обращения: 01.03.2018).
11. Транспортный комплекс будет оцифрован. Транспорт России [Электронный ресурс]. — URL: http://transport russia.ru/item/4045-transportnyj-kompleks-budet-otsifrovan.html (дата обращения: 01.03.2018).