ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ СРЕДА РОССИЙСКИХ ШКОЛ: ОБЗОР И АНАЛИЗ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Глобальные изменения, происходящие во всех сферах жизни, оказали влияние и на сферу образования. Школа должна подготовить выпускника, способного успешно социализироваться и быть востребованным и конкурентоспособным. Именно поэтому особо остро стоит проблема профессионального самоопределения и выбора будущей профессии обучающимися. Как считают авторы, подготовка профессиональных кадров XXI века должна осуществляться в образовательных организациях с предпрофессиональной подготовкой, что является основой получения качественного профессионального образования в самом ближайшем будущем. Авторы статьи описываютсреду профессионального самоопределения на основе ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки школьников, которая включает в себя следующие блоки: ресурсы, деятельность, результат. Материал статьи может быть полезными для создания среды профессионального самоопределения, ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки обучающихся в образовательных организациях, что позволит обеспечить появление выпускника «нового типа» — молодого человека, обладающего способностью осознанного выбора профессионального пути в единстве с профессиональной мобильностью.

Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, ранняя профориентация, предпрофессиональная подготовка, среда профессионального самоопределения.
Текст

Заметные трансформации, происходящие в сфере наук и технологий, а следовательно, и в общественном развитии, не могут не оказывать влияния на сферу образования. Школа должна подготовить выпускника, способного успешно социализироваться и быть готовым к жизни в будущем обществе, которое нам еще неизвестно. В процессе таких преобразований особого внимания требует проблема профессионального самоопределения и выбора будущей профессии обучающимися. Подготовка профессиональных кадров XXI в. должна осуществляться в образовательных организациях с предпрофессиональной подготовкой, что является основой получения качественного профессионального образования в будущем, обеспечение конкурентоспособности России. В соответствии с этим возникают вопросы: «Как подготовить школьника к будущей жизни? Как помочь ему найти себя в этом быстроизменяющемся мире? Как обеспечить успешное самоопределение?». Внимание ученых и педагогов-практиков всегда привлекали проблемы выбора профессии, условия достижения в ней высоких результатов, вопросы самореализации в профессиональной деятельности, механизмы «развертывания» и адекватного применения широкого спектра способностей и всего потенциала личности. Актуальность исследования профессионального самоопределения обусловлена и практическим запросом, который сформировался в условиях глубоких экономических преобразований, происходящих в мире, связан с появлением рынка труда, исчезновением одних профессий и появлением других, а также с переориентацией ряда производств. История профориентационной работы в нашей стране насчитывает примерно сто лет, и на протяжении ее развития ученые тесно связывали профориентацию с профессиональным и личностным самоопределением. В психологии и педагогике проблемам профориентации, профессионального и личностного самоопределения школьников посвятили свои работы такие крупные ученые, как Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, П.Г. Щедровицкий и др. [2,7,8]. С точки зрения Э.Ф Зеер, профессиональное самоопределение как «эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий» «предполагает проявление собственной позиции в проблемной ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности» [2]. Н.С. Пряжников связывает профессиональное самоопределение с самоориентированием обучающегося, выступающего в роли субъекта самоопределения. Он утверждает, что профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, однако различия все же есть:
■ профессиональное самоопределение — более конкретное понятие (например, получить диплом о профессиональном образовании), а личностное самоопределение — более сложное понятие (диплома «на личностность» пока никому не выдавали);
■ профессиональное самоопределение в большей степени зависит от внешних условий, в то время как личностное самоопределение зависит от самого человека.
Н.С. Пряжников связывает профессиональное самоопределение с самореализацией и самотрансценденцией, т.е. способностью выходить за рамки самого себя [4].
 

Список литературы

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений. Philosophical arkiv, Sweden, 2016. — 166 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Изд. центр «Академия», 2013. — 416 с.

3. Маслоу А.Г. Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья [Электронный ресурс] // HPSY.RU: URL: http:// hpsy.ru/public/x1359htm (дата обращения: 21.02.2017).

4. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. — С. 30–54.

5. Райс Ф, Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2010. — 816 с.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Доступ из справ-правовой системы «Консультант плюс», URL: http://www.consultant.ru

7. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2015. — №2 (18). — С. 118–122.

8. Щедровицкий Г.П. Мышление — Понимание — Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2005. — 800 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?