Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
Global changes taking place in all spheres of life have had an impact on the sphere of education. The school should prepare a graduate who is able to successfully socialize and be in demand and competitive. That is why the problem of professional self-determination and choice of the future profession for students is especially acute. According to the authors, the training of professional personnel of the XXI century should be carried out in educational organizations with preprofessional training, which is the basis for obtaining high-quality professional education in the very near future. The authors of the article describe the environment of professional self-determination on the basis of early vocational guidance and pre-professional training of schoolchildren, which includes the following blocks: resources, activities, results. The material of the authors can be useful for creating an environment for professional self-determination, early career guidance and pre-professional training of students in educational organizations that will ensure the emergence of a graduate of a “new type” - a young man with the ability to consciously choose a professional path in unity with professional mobility.
professional self-determination,early career guidance, pre-professional training, the environment of professional self-determination.
Заметные трансформации, происходящие в сфере наук и технологий, а следовательно, и в общественном развитии, не могут не оказывать влияния на сферу образования. Школа должна подготовить выпускника, способного успешно социализироваться и быть готовым к жизни в будущем обществе, которое нам еще неизвестно. В процессе таких преобразований особого внимания требует проблема профессионального самоопределения и выбора будущей профессии обучающимися. Подготовка профессиональных кадров XXI в. должна осуществляться в образовательных организациях с предпрофессиональной подготовкой, что является основой получения качественного профессионального образования в будущем, обеспечение конкурентоспособности России. В соответствии с этим возникают вопросы: «Как подготовить школьника к будущей жизни? Как помочь ему найти себя в этом быстроизменяющемся мире? Как обеспечить успешное самоопределение?». Внимание ученых и педагогов-практиков всегда привлекали проблемы выбора профессии, условия достижения в ней высоких результатов, вопросы самореализации в профессиональной деятельности, механизмы «развертывания» и адекватного применения широкого спектра способностей и всего потенциала личности. Актуальность исследования профессионального самоопределения обусловлена и практическим запросом, который сформировался в условиях глубоких экономических преобразований, происходящих в мире, связан с появлением рынка труда, исчезновением одних профессий и появлением других, а также с переориентацией ряда производств. История профориентационной работы в нашей стране насчитывает примерно сто лет, и на протяжении ее развития ученые тесно связывали профориентацию с профессиональным и личностным самоопределением. В психологии и педагогике проблемам профориентации, профессионального и личностного самоопределения школьников посвятили свои работы такие крупные ученые, как Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, П.Г. Щедровицкий и др. [2,7,8]. С точки зрения Э.Ф Зеер, профессиональное самоопределение как «эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий» «предполагает проявление собственной позиции в проблемной ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности» [2]. Н.С. Пряжников связывает профессиональное самоопределение с самоориентированием обучающегося, выступающего в роли субъекта самоопределения. Он утверждает, что профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, однако различия все же есть:
■ профессиональное самоопределение — более конкретное понятие (например, получить диплом о профессиональном образовании), а личностное самоопределение — более сложное понятие (диплома «на личностность» пока никому не выдавали);
■ профессиональное самоопределение в большей степени зависит от внешних условий, в то время как личностное самоопределение зависит от самого человека.
Н.С. Пряжников связывает профессиональное самоопределение с самореализацией и самотрансценденцией, т.е. способностью выходить за рамки самого себя [4].
1. Bern E. Igry, v kotorye igrayut lyudi. Psikhologiya chelovecheskikh otnosheniy [Games in which people play. Psychology of human relation]. Sweden, 2016. 166 p.
2. Zeer E.F. Psikhologiya professional’nogo obrazovaniya [Psychology of vocational education]. Moscow, «Akademiya» Publ., 2013. 416 p.
3. Maslou A.G. Samoaktualizirovannye lyudi: issledovanie psikhologicheskogo zdorov’ya [Self-actualized people: a study of psychological health]. HPSY.RU [HPSY.RU]. Available at: http://hpsy.ru/public/x1359htm (accessed 21 February 2017).
4. Pryazhnikova E.Yu. Proforientatsiya [Career Guidance]. Moscow, «Akademiya» Publ., 2010, pp. 30–54.
5. Rays F, Doldzhin K. Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [Psychology of adolescence and adolescence]. St. Petersburg: Piter Publ., 2010. 816 p.
6. Rasporyazhenie Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 maya 2015 g. «Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda» [Ordinance of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015, “The Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the Period Until 2025”]. Dostup iz sprav-pravovoy sistemy «Konsul’tant plyus» [Access from the Legal-Legal System “Consultant Plus”]. Available at: http:// www.consultant.ru
7. Chistyakova S.N. Professional’noe samoopredelenie obuchayushchikhsya: problemy i puti resheniya [Professional self-determination of students: problems and solutions]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad]. 2015, I. 2 (18), pp. 118–122.
8. Shchedrovitskiy G.P. Myshlenie — Ponimanie — Refleksiya [Th inking - Understanding - Reflection]. Moscow, Nasledie MMK Publ., 2005. 800 p.