ЗАО «Русская МедиаГруппа» ( заместитель генерального директора по экономике и финансам)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Затраты радиовещательной организации определяются ее бизнес-процессами. Операционный анализ затрат необходим для управления затратами, определения целей подразделений, выявления резервов для развития и управления рентабельностью организации. Значительный объем операционных затрат радиостанции составляет себестоимость радиостанции. В то же время следует принимать во внимание также коммерческие и управленческие расходы. Операционный анализ затрат радиостанции проводит их классификацию и позволяет определить нормативы для управления им и выявить риски возможных потерь в случае существенного отклонения от нормативов.
радиовещательная организация, радиостанция, анализ затрат, операционные затраты, рентабельность радиостанции, нормирование затрат.
Анализ затрат любой организации актуален, и радиовещательные организации не являются исключением. Важность данного анализа и самое понимание затрат трудно переоценить, поскольку именно в результате такого анализа возможно осуществлять управление затратами и определять цели для различных подразделений радиовещательной организации, выбирать тактику их достижения и управлять ее показателями рентабельности. Первоначальным источником формирования информационной базы в отношении затрат являются данные бухгалтерского учета компании, классификация затрат в регистрах которого в первую очередь формируется в соответствии с требованиями действующих Положений по бухгалтерскому учету и может быть не в полной репрезентативной. Далее рассмотрим основные статьи затрат в данной классификации, порядок их учета и факторы, влияющие на их сумму. Себестоимость продаж радиовещательной организации связана с формированием эфира, обеспечением его передачи и непрерывности, созданием эфирных программ, формированием плейиста музыкальных радиостанций и т.д.
Ниже рассмотрим классификацию себестоимости продаж радиостанции по калькуляционным статьям и порядок их отражения в бухгалтерском учете:
1. Производство
•• Приобретение местных программ для размещения в эфире
•• Стоимость программного обеспечения и его обслуживания
2. Передача сигнала, эфирная трансляция, связь
•• Эфирная трансляция по месту нахождения студии
•• Эфирная трансляция в регионах
•• Эфирная трансляция через Интернет
•• Спутниковое вещание
3. Технические затраты
•• Общие технические расходы на обеспечение эфира
•• Содержание сайтов, домены, хостинг
•• Подготовка и доставка обязательного экземпляра для Гостелерадиофонда
4. Аренда помещений
5. Амортизация
•• Амортизация основных средств
•• Амортизация нематериальных активов
6. Расходы на персонал
7. Отчисления Российскому авторскому обществу (ВОИС)
Выше указаны прямые идентифицируемые затраты организации, не требующие распределения, которые относятся непосредственно в дебет счета 20 «Основное производство». Все затраты по окончании месяца списываются на субсчет 90.02 «Себестоимость продаж». Затраты в незавершенном производстве с учетом специфики оказываемых услуг не формируются. Ниже рассмотрим каждый вид затрат и порядок их учета.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017)
2. Донцова Л.В. Анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — № 5.
3. Донцова Л.В., Ивушкина О.О., Дун И.Р. Эффективные регуляторы экономической конкурентоспособности // Международная экономика. — 2014. — № 2. — С. 39–51.
4. Донцова Л.В., Маляревская Л.А. Анализ эффективности продаж в сфере радиовещания // В сб.: Финансовые стратегии и модели экономического роста России: проблемы и решения. — М.: АУДИТОР, 2016. — С. 256–262.
5. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Риски: аналитический аспект // Вестник Брянского государственного университета. — 2014. — № 3. — С. 263–268.
6. Маляревская Л.А. Анализ влияния изменения рынка на рентабельность деятельности радиовещательных компаний // Управленческий учет. — 2016. — № 9. — С. 29–35.
7. Маляревская Л.А., Анализ и меры предупреждения рисков и угроз деятельности организаций в сфере радиовещания / Информационное обеспечение экономической безопасности: проблемы и направления развития: материалы Международной научно-практической конференции. — М.: Научный консультант, 2017. — С. 130–135.
8. Маляревская Л.А. Анализ факторов, влияющих на доходы организаций в сфере радиовещания. В сборнике: Учетно-аналитическое обеспечение — информационная основа экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Часть I. — М.: АУДИТОР, 2017. — С. 212–215.
9. Палий В.Ф. Управленческий учет издержек и доходов (с элементами финансового учета). — М.: ИНФРА-М, 2006.
10. Maкapeвич Л.В. «Снижение себестоимости и оптимизация расходов в бизнесе». Элитариум [Электронный ресурс] // ELITARIUM.RU. — URL: http:/www.elitarium.ru/rashody-zatraty-snizhenie-sebestoimost-produkcija-dohodpribyl-celi-smeta-analiz/ (дата обращения: 20.12.2017).
11. Юрьева Л.В. Управление затратами промышленного предприятия в условиях инновационной экономики. — Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2015.