Вятка, Россия
Вятка, Россия
Статья посвящена проблемным вопросам определения существенности для финансовой отчетности в целом. Авторы дают рекомендации по обоснованию контрольных показателей, применяемых при расчете существенности, разграничивают диапазон процентов по контрольным показателям, исходя из интересов пользователей финансовой отчетности.
существенность, пользователи финансовой отчетности, существенность для финансовой отчетности в целом, контрольные показатели, факторы, влияющие на выбор контрольного показателя, процент, применяемый к контрольному показателю.
Существенность и интересы пользователей финансовой отчетности
В предыдущей статье [1] авторы уже останавливались на необходимости принятия во внимание интересов пользователей при определении уровня существенности для финансовой отчетности в целом. Уровень такой существенности показывает общую пороговую величину искажений в отчетности. В этом контексте мы рассматриваем существенность как «свойство, присущее информации, заключающееся в ее способности влиять на экономические решения пользователей такой информации» [2]. Этим свойством обусловлена приоритетность интересов пользователей при определении аудитором количественного уровня существенности. Задача аудитора — учесть эти интересы при выражении собственного профессионального суждения. Так как для каждой группы пользователей понятие «существенного» является разным, можно сделать вывод о субъективности данной величины. Именно поэтому установление единого (универсального) количественного уровня существенности является невозможным, как и определение того, что может быть существенным в каждой конкретной ситуации.
Статья 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» [3] гласит, что «аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица». Аудитор, выражая свое мнение о достоверности финансовой отчетности, обеспечивает «повышение степени уверенности пользователей в финансовой отчетности» [4]. Соответственно повышается и степень уверенности пользователей в обоснованности и экономической целесообразности принимаемых ими решений на базе такой отчетности. Таким образом, пользователи финансовой отчетности вправе определять уровень существенности информации исходя из собственных интересов и потребностей. В свою очередь, аудитор должен обосновать приемлемый метод расчета уровня существенности для финансовой отчетности в целом. В качестве основных процедур определения существенности для финансовой отчетности в целом нами выделены [1]:
1) определение возможных контрольных показателей;
2) обоснование выбора контрольного показателя;
3) определение процента (доли), применяемого к выбранному контрольному показателю, на основе интересов пользователей (контрольного процента);
4) непосредственно расчет существенности для финансовой отчетности в целом путем умножения надлежащего контрольного показателя на контрольный процент.
1. Клинова Е.А., Сунгатуллина Р.Н. Уровни существенности в аудите // Аудитор. — 2018. — № 8. — С. 9–14.
2. Клинова Е.А. Проблемные вопросы взаимосвязи существенности и аудиторского риска // Аудитор. — 2015. — № 5. — С. 11–16.
3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.
4. Международный стандарт аудита 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н).
5. Международный стандарт аудита 320 «Существенность при планировании и проведении аудита» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н).
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.