СТАНОВЛЕНИЕ МИРОПОНИМАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Обоснована актуальность становления миропонимания обучающихся в условиях современной школы. Названы и раскрыты педагогические условия становления миропонимания: междисциплинарная интеграция; создание нового учебно-методического комплекса; научно-исследовательская работа с использованием проективных и информационных технологии. Выявлено место миропонимания как основы ценностно-смысловой компетенции.

Ключевые слова:
компетенция, ценностно-смысловая компетенция, миропонимание, междисциплинарная интеграция, учебно-методический комплекс, учебный проект.
Текст

На сегодняшний день Интернет порождает новую образовательную среду, виртуальный мир проникает в жизнедеятельность обучающихся, стихийно формируя миропонимание подрастающего ребенка. Тенденция развития современной школы состоит в организационном педагогическом обеспечении процессов формирования целостного миропонимания. Эта тенденция реализуется внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), ориентированного на становление таких личностных характеристик выпускника в условиях современной школы, как «активность и заинтересованность в познании мира, осознание ценности труда, науки и творчества для человека и общества» [4], а также «владеющего основами научных методов познания окружающего мира» [4]. В то же время образовательный стандарт не предполагает конкретных рекомендаций научно-методического характера по выполнению данного требования. Вместе с тем любая попытка познать окружающий мир является в то же время попыткой познать свое место в этом мире, свое отношение к нему понимание внешней, объективной реальности, мы выражаем самих себя, познаем и понимаем свой внутренний мир. От познания мира и самого себя во многом зависит становление миропонимания как «системы знаний, смыслов, значений, ценностей, норм и идеалов, стереотипов и установок, присущих в определенный исторический период обществу в целом и человеку в частности» [3; 11]. Педагогические условия становления миропонимания в условиях современной школы будут включать в себя:
■ междисциплинарную интеграцию;
■ создание нового учебно-методического комплекса;
■ научно-исследовательскую работу с использованием проективных и информационных технологии.
Междисциплинарные связи приводят к интеграции различных предметных областей в школе, которые обеспечивают усвоение и применение разнообразных знаний входящих в структуру миропонимания обучающихся. Усвоение, синтез и применение знаний, в практической деятельности становится основой междисциплинарной интеграции на разных уровнях образования. Только синтезируя естественнонаучное знание с гуманитарным знанием, возможно
рождение разнообразных научных школ, методов и стилей мышления. Одной из наиболее распространенных форм междисциплинарной интеграции являются интегрированные занятия — бинарные-лекции, технология кооперативного обучения, дебаты, индивидуальные и групповые проекты, кейс-технологии. Междисциплинарная интеграция позволяет формировать систему знаний, умений и навыков и их применение в условиях компетентностного подхода, в частности, ценностно-смысловую компетенцию под которой мы понимаем «компетенцию, связанную со способностью видеть, понимать мир (окружающую действительность), принимать научные знания как ценности; переводить знания на язык смыслов и технологий; уметь адаптироваться в современном мире, выбирать ценностные, целевые и смысловые установки для своих действий, самостоятельно выявлять противоречия и принимать решения» [5, с. 50]. Обеспечить междисциплинарную интеграцию возможно при помощи создания нового учебно-методического комплекса. Междисциплинарный учебно-методический комплекс помимо традиционных единиц (учебник, рабочая тетрадь и др.), должен включать в себя тетради-экзаменаторы, методические указания по выполнению индивидуальных учебных проектов, библиографический список и список интернет-ресурсов, электронный курс лекций, полидисциплинарные тестовые материалы. Объединять учебно-методический комплекс по различным образовательным областям должны единая цель и задачи, направленные на формирование научного мировоззрения обучающихся и целостного миропонимания в его структуре.

Список литературы

1. Беляев И.А. Ценностное содержание целостного мироотношения [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2004. — № 2. — С. 9–13. — URL: http://hpsy.ru/public/x3477.htm (дата обращения: 14.07.2018).

2. Лосский Н.О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. — Харьков, 2000. — 136 с.

3. Пустовалова И.В. Философско-антропологический анализ категории «миропонимание» // Социосфера. — 2011. — №1. — C. 10–12.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. — URL: https://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 20.05.2018).

5. Филиппова Т.В. Становление ценностно-смысловой компетенции как основы миропонимания (на примере образовательной области «история») // Профильная школа. — 2016. — Т. 4. — № 2. — С. 49–52.

Войти или Создать
* Забыли пароль?