FORMATION OF THE WORLD-VIEW IN THE CONDITIONS OF MODERN SCHOOL
Abstract and keywords
Abstract (English):
The urgency of formation of the world-view of students in the conditions of modern school is grounded. The pedagogical conditions for the formation of the world-view are named and disclosed: interdisciplinary integration, creation of a new educational and methodical complex, research work using projective and information technology. The place of the world-view as the basis of the value-semantic competence is revealed.

Keywords:
competence, tsennostno-semantic competences, world-view, interdisciplinary integration, educational and methodical complex, educational project.
Text

На сегодняшний день Интернет порождает новую образовательную среду, виртуальный мир проникает в жизнедеятельность обучающихся, стихийно формируя миропонимание подрастающего ребенка. Тенденция развития современной школы состоит в организационном педагогическом обеспечении процессов формирования целостного миропонимания. Эта тенденция реализуется внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), ориентированного на становление таких личностных характеристик выпускника в условиях современной школы, как «активность и заинтересованность в познании мира, осознание ценности труда, науки и творчества для человека и общества» [4], а также «владеющего основами научных методов познания окружающего мира» [4]. В то же время образовательный стандарт не предполагает конкретных рекомендаций научно-методического характера по выполнению данного требования. Вместе с тем любая попытка познать окружающий мир является в то же время попыткой познать свое место в этом мире, свое отношение к нему понимание внешней, объективной реальности, мы выражаем самих себя, познаем и понимаем свой внутренний мир. От познания мира и самого себя во многом зависит становление миропонимания как «системы знаний, смыслов, значений, ценностей, норм и идеалов, стереотипов и установок, присущих в определенный исторический период обществу в целом и человеку в частности» [3; 11]. Педагогические условия становления миропонимания в условиях современной школы будут включать в себя:
■ междисциплинарную интеграцию;
■ создание нового учебно-методического комплекса;
■ научно-исследовательскую работу с использованием проективных и информационных технологии.
Междисциплинарные связи приводят к интеграции различных предметных областей в школе, которые обеспечивают усвоение и применение разнообразных знаний входящих в структуру миропонимания обучающихся. Усвоение, синтез и применение знаний, в практической деятельности становится основой междисциплинарной интеграции на разных уровнях образования. Только синтезируя естественнонаучное знание с гуманитарным знанием, возможно
рождение разнообразных научных школ, методов и стилей мышления. Одной из наиболее распространенных форм междисциплинарной интеграции являются интегрированные занятия — бинарные-лекции, технология кооперативного обучения, дебаты, индивидуальные и групповые проекты, кейс-технологии. Междисциплинарная интеграция позволяет формировать систему знаний, умений и навыков и их применение в условиях компетентностного подхода, в частности, ценностно-смысловую компетенцию под которой мы понимаем «компетенцию, связанную со способностью видеть, понимать мир (окружающую действительность), принимать научные знания как ценности; переводить знания на язык смыслов и технологий; уметь адаптироваться в современном мире, выбирать ценностные, целевые и смысловые установки для своих действий, самостоятельно выявлять противоречия и принимать решения» [5, с. 50]. Обеспечить междисциплинарную интеграцию возможно при помощи создания нового учебно-методического комплекса. Междисциплинарный учебно-методический комплекс помимо традиционных единиц (учебник, рабочая тетрадь и др.), должен включать в себя тетради-экзаменаторы, методические указания по выполнению индивидуальных учебных проектов, библиографический список и список интернет-ресурсов, электронный курс лекций, полидисциплинарные тестовые материалы. Объединять учебно-методический комплекс по различным образовательным областям должны единая цель и задачи, направленные на формирование научного мировоззрения обучающихся и целостного миропонимания в его структуре.

References

1. Belyaev I.A. Tsennostnoe soderzhanie tselostnogo mirootnosheniya [The value content of the holistic world relations]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University]. 2004, I. 2, pp. 9–13. Available at: http://hpsy.ru/public/x3477.htm (accessed 14 July 2018).

2. Losskiy N.O. Tsennost’ i bytie: Bog i Tsarstvo Bozhie kak osnova tsennostey [Value and Being: God and the Kingdom of God as the basis of values]. Khar’kov, 2000. 136 p.

3. Pustovalova I.V. Filosofsko-antropologicheskiy analiz kategorii «miroponimanie» [Philosophicalanthropological analysis of the category “world view”]. Sotsiosfera [Sociosphere]. 2011, I. 1, pp. 10–12.

4. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart srednego obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Secondary General Education]. Available at: https://minobrnauki.rf/dokumenty/2365 (accessed 20 May 2018).

5. Filippova T.V. Stanovlenie tsennostno-smyslovoy kompetentsii kak osnovy miroponimaniya (na primere obrazovatel’noy oblasti «istoriya») [The formation of value-semantic competence as the basis of world understanding (on the example of the educational fi eld “history”)]. Profi l’naya shkola [Profi le school]. 2016, V. 4, I. 2, pp. 49–52.

Login or Create
* Forgot password?