сотрудник
Москва, Россия
На современном этапе развития теории и практики управления стимулированию персонала уделяется особое, повышенное внимание, которое зачастую занимает основное место в системе управления персоналом организаций в различных отраслях. В современных условиях неэффективное стимулирование персонала - распространенное явление, на что прямо и косвенно указывают данные по балансу спроса и предложения на рынке труда, текучести персонала в организациях, неудовлетворительному профессиональному уровню персонала и др. В связи с этим исследования в области стимулирования персонала приобретают особую актуальность. В статье обоснована роль стимулирования труда в системе социально-трудовых отношений в организации, показано изменение взаимоотношений между работодателем и наемным работником на основе эффективной системы стимулирования труда. Определена политика и представлена структура системы стимулирования персонала. Представлены требования, принципы и цели стимулирования персонала организации. Описан алгоритм формирования системы стимулирования персонала в организации.
персонал, мотивация, стимулирование, система, социально-трудовые отношения, структура, эффективность.
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность управления в любой организации напрямую связана с эффективностью системы стимулирования труда, побуждающей работников к достижению личной и общей цели. Внутренними субъектами социально-трудовой сферы организации является персонал и владелец. Современный наемный работник является носителем профессиональных знаний и умений, он более независим, самостоятельно решает, где и как реализовать свой трудовой потенциал [8]. Среди разнообразия интересов можно выделить главные: владелец заинтересован в эффективной работе персонала, а персонал — в достойном уровне компенсации своего трудового вклада и высоком качестве трудовой жизни. Для достижения этих целей на практике используется система стимулирования персонала. В современных условиях она приобрела новое содержание как средство управления мотивацией, направленное, с одной стороны, на повышение эффективности труда, а с другой, на повышение качества и уровня жизни работников [9]. В условиях инновационно ориентированной цифровой экономики различные качественные характеристики человеческого капитала (интеллектуальные, творческие и т.п.) рассматриваются как основные средства производства. И поскольку владельцем человеческого капитала является наемный работник, его ценность в условиях новой экономики существенно увеличивается. Поэтому в целях обеспечения эффективности и конкурентоспособности взаимоотношения между работодателем и наемным работником должны основываться на взаимовыгодном партнерстве, поскольку работодатель все в большей степени зависит от наемного работника — владельца человеческого капитала, от его лояльности и желания реализовывать свой трудовой потенциал в организации [8]. Таким образом, в современных условиях важнейшим фактором обеспечения эффективности организации и его конкурентных преимуществ на рынке товаров и услуг становятся партнерские, взаимовыгодные социально-трудовые отношения между основными субъектами — наемными работниками и работодателем, поскольку именно от их характера и содержания напрямую зависят производительность труда, качество трудовой жизни, социальное согласие в обществе. На уровень развития социально-трудовых отношений в организации и степень их гармонизации влияет множество факторов, среди которых особое место занимает система стимулирования персонала.
1. Ветлужских Е.С. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика [Текст] / Е.С. Ветлужских. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — 148 с.
2. Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? [Текст] / С.В. Иванова. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 288 с.
3. Как осуществлять стимулирование персонала правильно? [Электронный ресурс]. — URL: https://1popersonalu.ru/upravlenie/stimulirovanie-personala.html (дата обращения: 12.10.2018).
4. Концептуальные основы проблемы стимулирования персонала. [Электронный ресурс]. — URL: http://hr-portal.ru/blog/konceptualnye-osnovy-problemy-stimulirovaniyapersonala (дата обращения: 12.10.2018)
5. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст]: учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева / под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 524 с.
6. Мазманова Б.Г. Управление оплатой труда [Текст]: учеб. пособие / Б.Г. Мазманова. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 368 с.
7. Митрофанова Е.А. Основные элементы системы стимулирования и оплаты труда [Текст] / Е.А. Митрофанова // Кадровик. — 2010. — № 8. — С. 30–34.
8. Прохорова М.В. Структура мотивации трудовой деятельности как фактор эффективного взаимодействия работодателя и работника на этапе формирования бизнеса [Текст] / М.В. Прохорова, С.К. Павленкова // Креативная экономика. — 2012. — Т. 6. — № 3. — С. 111–116.
9. Спицкий В.Е. Мотивация и стимулирование труда персонала в системе кадровой политики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2017. — № 7-1. — С. 146–149. [Электронный ресурс]. — URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11712 (дата обращения: 12.10.2018).
10. Herzberg F., Maunsner В., Snyderman B. The motivation to work / F. Herzberg, B. Maunsner, B. Snyderman. New York: Wiley. 1959. 450 p.
11. Hackman J.R. Motivation through the Design of Work / J.R. Hackman, G.R. Oldham // Test of a Theory, Organizational Behavior and Human Perfomance, 1976, vol. 16, pp. 250–279.
12. Maslow A. A Theory of Human Motivation // Psychological Review 50. 1943. P. 370–396.
13. Terence R. Mitchell. Motivation, New Directions for Theory, Research, and Practice // Academy of Management Review, vol. 7, no. 1 (1982), p. 85.