ДИСЦИПЛИНА «ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрываются особенности построения образовательного процесса в военном вузе при изучении дисциплины «Инженерная и компьютерная графика». Военное образование является частью системы образования Российской Федерации. В условиях перевооружения армии, разработки новых методов и способов ведения боевых действий совершенствование молодых офицерских кадров приобретает большую значимость. Требования, предъявляемые к военным специалистам, отражают концепцию образовательной деятельности в целом – обладание прочными теоретическими знаниями и сформированными практическими умениями при решении задач. Большая роль в системе развития военного инженерного образования отводится практической направленности обучения. Будущий офицер должен понимать процессы проектирования, изготовления, эксплуатации машин и механизмов различной сложности, следовательно, уметь работать с конструкторской документацией любого вида. В ходе изучения дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» курсанты учатся читать и выполнять чертежи, разрабатывать их техническое сопровождение, а также конструировать и моделировать как двух-, так и трехмерные объекты на плоскости и в пространстве. Эффективность графической подготовки в большей степени зависит от организации образовательной деятельности. Применение традиционных форм в сочетании с инновационными приемами и методами, разработка системы дидактических средств, направленных на повышение интенсивности учебного процесса являются наиболее оптимальными для достижения максимальных результатов обучения. В ходе реализации задач, поставленных государством для подготовки грамотных военных специалистов, преподавателями дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил Российской Федерации организован образовательный процесс, основанный на принципах личностно ориентированного обучения с развивающей направленностью. Разработанная система дидактических средств усиливает интенсивность и продуктивность учебной деятельности курсантов, помогает воспитать профессиональные качества будущих военных.

Ключевые слова:
инженерная и компьютерная графика, высшее военное образование, инженерная подготовка, графическая грамотность, система дидактических средств, об- учение интенсивной развивающей направленности.
Текст

Обеспечение безопасности государства является одной из приоритетных задач правительства Российской Федерации. Военная политика направлена на сдерживание и предотвращение вооруженных конфликтов, модернизацию военной организации, поддержку обороны и защиты Российской Федерации [4]. В связи с этим особое внимание уделяется развитию и совершенствованию систем военного образования и воспитания, подготовке кадров, развитию военной науки. Современное военное образование ориентировано на выпуск специалистов с высоким уровнем оперативной, боевой и специальной подготовки, способных эффективно и продуктивно работать в постоянно меняющихся условиях. Особое значение здесь приобретает изучение дисциплин инженерной направленности. Такая тенденция связана с тем, что в задачи Вооруженных сил входит: комплексное оснащение (переоснащение) модернизированными системами и образцами вооружения, военной и специальной техники, а также поддержание их в состоянии, обеспечивающем их боевое применение; создание многофункциональных средств вооружения, военной и специальной техники; разработка новых образцов высокоточного оружия, средств воздушно-космической обороны, систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов беспилотных летательных аппаратов, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной авиации [4; 15]. Решением поставленных задач становится умелая работа военных инженеров с конструкторской документацией различных видов, так как в основе создания любого изделия лежит ее разработка и правильное использование. Фундаментом инженерно-технической науки являются чертежно-графические дисциплины, включенные федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования в базовую часть профессионального цикла учебных программ [24; 25].

Список литературы

1. Афонина Е.В. Особенности преподавания графо-геометрических дисциплин в техническом вузе [Текст] / Е.В. Афонина // Вестник Брянского государственного технического университета. — 2007. — № 2. С. 88– 91.

2. Бейлинсон В.Г. Арсенал образования. Учебные книги: проектирование и конструирование [Текст] / В.Г. Бейлинсон. — М.: Мнемозина, 2005. — 399 с.

3. Верстаков Е.В. Особенности преподавания дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» в Волгоградском государственном университете [Текст] / Е.В. Верстаков // Вестник Брянского государственного технического университета. — 2011–2012. — Т. 6. — № 13. — C. 89–92.

4. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации № Пр-2976 от 25.12.2014) [Электронный ресурс] // Российская газета — Федеральный выпуск № 6570 (298). — URL: https:// rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html (дата обращения: 01.02.2018).

5. Волкова М.Ю. Графическая грамотность инженера как способ получения фундаментальных профессиональных знаний [Текст] / М.Ю. Волкова, Е.В. Егорычева // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 2. — № 1. — С. 53–57. — DOI: 10.12737/3849.

6. Вольхин К.А. Проблемы графической подготовки студентов технического университета [Текст] / К.А. Вольхин, Т.А. Астахова // Геометрия и графика. — 2014. — Т. 2. — № 3. — С. 25–30. — DOI: 10.12737/6522.

7. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг. [Электронный ресурс]. / Министерство образования и науки РФ. — URL: минобрнауки.рф/документы (дата обращения: 01.02.2018).

8. Игнатьев С.А. Опыт разработки электронных средств обучения для преподавания геометро-графических дисциплин [Текст] / С.А. Игнатьев, О.Н. Мороз, З.О. Третьякова, А.И. Фоломкин // Геометрия и графика. — 2017. — Т. 5. — № 2. — C. 89–93. — DOI: 10.12737/article_5953f362d92c46.58282826.

9. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2000. — 176 с.

10. Кучукова Т.В. Особенности построения учебного процесса при преподавании чертежно-графических дисциплин [Текст] / Т.В. Кучукова // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). — № 9. — 2015. — URL: http: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-postroeniya-uchebnogo-protsessapri-prepodavanii-chertezhno-graficheskih-distsiplin (дата обращения: 31.01.2018). — DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-36.

11. Наумкин Н.И. Инновационные методы обучения в техническом вузе [Текст] / Н.И. Наумкин; под ред. П.В. Сенина, Л.В. Масленниковой, Э.В. Майкова. — Саранск: Изд-во Мордовского университета. 2007. — 122 с.

12. Ошкина Л.М. Особенности преподавания дисциплины «Компьютерная графика» на современном этапе [Электронный ресурс]. — URL: http://marhdi.mrsu.ru (дата обращения: 05.02.2018).

13. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие / под ред. М.В. Булановой-Топорковой. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.

14. Преображенская Н.Г. Система обучению черчению и развитие учащихся общеобразовательной школы [Текст]: монография / Н.Г. Преображенская. — Смоленск: СГПУ, 2004. — 352 с.

15. Приказ Министра обороны РФ от 15.09.2014 № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ» [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 01.02.2018).

16. Рабочая программа учебной дисциплины Б.1.Б.13 «Инженерная и компьютерная графика» [Текст] / авт.-сост. О.С. Филимонова. — Смоленск: ВА ВПВО ВС РФ, 2017. — 45 с.

17. Рабочая программа учебной дисциплины Ц.3.Б.1 «Инженерная и компьютерная графика» [Текст] / авт.-сост. О.С. Филимонова. — Смоленск: ВА ВПВО ВС РФ, 2017. — 45 с.

18. Романычева Э.Т. Учебно-методический комплекс «Инженерная и компьютерная графика» на базе электронных средств обучения [Электронный ресурс]. — URL: http://fan5.ru/fan5-docx/doc-139623.php (дата обращения 15.05.2017).

19. Сальков Н.А. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 1. — № 2. — C. 8–9. — DOI: 10.12737/777.

20. Сальков Н.А. Проблемы современного геометрического образования [Текст] / Н.А. Сальков // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. Материалы IV Международной интернет-конференции КГП-2014. — Пермь, 2014. — С. 38–46.

21. Столбова И.Д. Актуальные проблемы графической подготовки студентов в технических вузах [Текст] / И.Д. Столбова // Геометрия и графика. –2014. — Т. 2. — № 1. — C. 30–41. — DOI: 10.12737/3846.

22. Суфляева Н.Е. Современные аспекты преподавания графических дисциплин в технических вузах [Текст] / Н.Е. Суфляева // Геометрия и графика. — 2015. — Т. 2. — № 4. — C. 28–33. — DOI: 10.12737/8294.

23. Тен М.Г. Использование мультимедийных технологий при формировании профессиональных компетенций студентов технического вуза [Текст] / М.Г. Тен // Геометрия и графика. — 2016. — Т. 4. — № 2. — C. 55–63. — DOI: 10.12737/17854.

24. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 11.05.02 «Специальные радиотехнические системы (уровень специалитет)» [Электронный ресурс]. — URL: http://fgosvo.ru/110502 (дата обращения: 03.02.2018).

25. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 09.05.01 «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения (уровень специалитет)» [Электронный ресурс]. — URL: http://fgosvo.ru/090501 (дата обращения: 03.02.2018).

26. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. / Министерство образования и науки. — URL: http://base.garant.ru/57430473/ (дата обращения: 01.02.2018).

27. Филимонова О.С. Педагогическое проектирование учебно-практической литературы по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика» в системе военного образования [Текст]: монография / О.С. Филимонова. — Смоленск: ВА ВПВО ВС РФ, 2017. — 70 с.

28. Филимонова О.С. Активизация учебной деятельности курсантов на занятиях по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика» [Текст] / О.С. Филимонова // Социально-экономические проблемы развития предпринимательства: региональный аспект. Материалы VI ежегодной международной научно-практической конференции (6 апреля 2017). — Смоленск: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. — С. 417–423.

29. Филимонова О.С. Информационно-коммуникационные технологии в образовательной среде «Инженерная графика» [Текст] / О.С. Филимонова, Т.В. Кучукова // Современные исследования социальных проблем. — 2017. — Т. 8. — № 1–2. — С. 303–308.

30. Шах Н.Ю. Преподавание «Инженерной графики» в современных условиях [Электронный ресурс]. — URL: https://gigabaza.ru/doc/43406.html (дата обращения: 03.02.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?