Статья посвящена лингвистической репрезентации индивидуального внутреннего мира коммуникантов. Немецкоязычный художественный дискурс рассматривается как средоточие разных оценочно-познавательных миров, создающих полифонию точек зрения и оценочных отношений. В статье приводятся примеры вербального отражения смены ценностных ориентаций, обусловленных социально-культурными причинами.
художественный дискурс, внутренний мир, интерпретация, межличностные отношения, ценностные ориентиры.
Мир, в котором живет человек, объективен и субъективен одновременно. Это связано с тем, что человек воспринимает предметы и явления окружающего мира с позиций своего внутреннего мира, включая их в этот мир, устанавливая отношения с другими элементами этого мира, и в этом процессе созидаются знание предметов и явлений, их значение и личностный смысл.
Межличностные отношения, складывающиеся между коммуникантами, представляют собой систему ментальных, психологических, когнитивных, социальных и других связей и отношений, охватывают их обоюдные оценки, а также лежат в основе их речевого и неречевого поведения. По словам В.И. Дубинского, невербальный язык составляет иногда от 75 до 90% смысловой информации, передаваемой в устной речи [2, c. 26; 3]. В межличностных отношениях отражается внутренняя картина мира человека, его система ценностей, идеалов.
Система коммуникативных ценностей ярко проявляется, по справедливому утверждению Л.П. Костиковой, при осуществлении коммуникативно-речевого взаимодействия, направленного на собеседника с целью добиться от него принятия какого-либо решения [4, c. 20; 5]. В связи с этим межличностные отношения всегда находятся под влиянием индивидуальных особенностей каждого коммуниканта.
При этом важно отметить, что межличностные отношения и, соответственно, внутренний мир коммуникантов не являются чем-то постоянным и неизменным. Межличностные взаимодействия, основывающиеся на разных внеречевых связях, способствуют осуществлению коммуникации, в ходе которой вырабатываются определенные взаимоотношения, служащие основой для других взаимодействий. Таким образом, на них постоянно влияет экстралингвистическое окружение. Здесь можно отметить интернет-коммуникацию, которая также задает свой вектор восприятия событий [11].
Как и всякое искусство, художественная литература направлена на непосредственное чувственно-предметное и понятийно-наглядное постижение действительности и на раскрытие душевной жизни человека вплоть до ее самых глубинных черт. Глубинное постижение мира и души, зримая фиксация напряженной внутренней жизни – это основная задача искусства слова [1, с. 116–117].
1. Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания / РАН. Ин-т лингвистических исследований. СПб.: Наука, 1994.
2. Дубинский В.И. Использование невербальных средств в обучении межкультурной коммуникации русских и немцев // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2014. Т. 3. № 1. С. 26–30. DOI: 10.12737/2447.
3. Дубинский В.И. Невербальная коммуникация в Германии // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2013. T. 2. № 4. С. 10–12. DOI: 10.12737/811.
4. Костикова Л.П. Формирование коммуникативных ценностей студентов вуза средствами иностранного языка // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2013. T. 2. № 4. С. 19–24. DOI: 10.12737/813.
5. Костикова Л.П. Эмоционально-волевая регуляция личности в условиях межкультурной коммуникации // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2012. T. 1. № 1. С. 32–35. DOI: 10.12737/74.
6. Кремер И.Ю. Лингвистическая репрезентация ментальности автора критического текста // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2009. № 560. С. 116–124.
7. Кремер И.Ю. Коммуникативный аспект процесса аргументации в немецкой критической прозе // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2013. Т. 2. № 5. С. 53–57. DOI: 10.12737/1252.
8. Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004.
9. Лосев А.Ф. Личность и Абсолют / Сост. и общ. ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999.
10. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
11. Троицкая Т.Б. Тактики убеждения адресата в пиартекстах // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2013. Т. 2. № 5. С. 56–83. DOI: 10.12737/1253.
12. Федотова О.С. Интроспекция персонажа как ключ к пониманию внутреннего мира персонажа англоязычной художественной прозы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008. № 1–1. С. 164–169.
13. Федотова О.С. Интроспекция персонажа англоязычной художественной прозы – новая категория текста: монография. Рязань: Рязанский государственный университет, 2009.
14. Федотова О.С. Диалогичность как категория художественного текста, отражающая коммуникативное взаимодействие между автором и читателем // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2013. Т. 2. № 4. С. 7–9. DOI: 10.12737/810.