Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, Россия
Россия
В работе рассмотрены проблемы информационного взаимодействия сотрудников предприятия в системе профессиональной деятельности средствами коммуникации, направленными на повышение результативности выполняемых функций. Рассмотрены эмпирически сложившиеся сети коммуникативного взаимодействия и их отличия от формальных каналов связи. Рассмотрены процессы распространения информации для различных видов коммуникационных сетей, проанализировано влияние силы и близости связей на процесс распространения информации. Показано влияние внутриорганизационных взаимодействий на распространение информации в закрытых и открытых коммуникационных сетях. Представлен анализ сложившейся коммуникационной сети реальной организации и даны рекомендации по управлению ею.
коммуникация, профессиональная деятельность, внутриорганизационные взаимодействия, коммуникационные сети, организационная структура управления.
Одна из основных проблем управления организациями в современном обществе — это увеличение объема неструктурированной информации, поступающей в коммуникационные сети организации, затрудняющей преобразование ее в знания и технологии (процедуры), обеспечивающие эффективную профессиональную деятельность. Под информацией мы понимаем свойство функциональных систем осуществлять процессы взаимодействия как между ними, так и между элементами внутренних структур. Коммуникация же — сугубо человеческое изобретение, позволяющее активное взаимодействовать и обеспечивающее регуляторные функции в системе человеческой деятельности. В этом смысле и рассматривается ее роль в обеспечении социально-экономической деятельности общества, в том числе и в аспекте повышения эффективности решения управленческих задач. Применительно к деятельности организации коммуникация в наибольшей степени из всех регуляторных функций управления реализует такие управленческие процессы, как координацию и коррекцию трудового поведения индивидов [7]. Цель работы — выявление роли и влияния коммуникационных процессов на организационно-управленческую деятельность организации.
Задачи:
• анализ структурно-функциональной организации коммуникационных процессов в системе управления организации;
• классификация коммуникационных процессов в деятельности организации;
• оптимизация информационных потоков в системе коммуникационных взаимодействий сотрудников организации;
• технологии выстраивания и формирования адекватных коммуникации сетей.
Обсуждение проблемы. Современные управленческие концепции предполагают неразрывную связь до недавнего времени разделенных процессов — деятельности и коммуникации. От правильно организованных коммуникационных связей существенно зависит осознание, понимание, а также время и качество принимаемого решения на каждом локальном уровне деятельности организации [6].
1. Власюк Г.В. Чувства и эмоции как основа технологий управления взаимодействием [Текст] / Г.В. Власюк // Национальная безопасность / Nota bene. — 2013. — № 2. — С. 357–370.
2. Гойхман О.Я. Современное общество: информационное или коммуникативное? [Текст] / О.Я. Гойхман // НИР. Современная коммуникативистика. — 2014. — № 6. — С. 4–9.
3. Дергунов Е.И. Управление внутриорганизационными взаимодействиями как ключ к эффективной работе компаний [Текст] / Е.И. Дергунов // Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции «Наука нового времени: сохраняя прошлое — создаем будущее». — СПб., 2017. — С. 248–249.
4. Дергунов Е.И. Управление организационной структурой и культурой операторской компании для ее эффективной адаптации к изменениям внешней среды [Текст] / Е.И. Дергунов // Сборник научных статей по итогам 1-й Национальной научно-практической конференции «Современные технологии управления транспортным комплексом России: инновации, эффективность, результативность». — М., 2018. — С. 62–66.
5. Иванов Я.Г. Анализ возможностей повышения эффективности за счёт внутриорганизационных изменений на примере структурного подразделения ОАО «РЖД» [Текст] / Я.Г. Иванов, Е.В. Новосельцева // Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции «Инновации в формировании стратегического вектора развития фундаментальных и прикладных научных исследований». — СПб., 2015. — С. 174–177.
6. Каргин Н.Н. Инновации в социальных и образовательных системах [Текст]: монография / Н.Н. Каргин. — М.: ФИРО, 2008. — 478 с.
7. Каргин Н.Н. Коммуникативистика: проблемы и перспективы [Текст] / Н.Н. Каргин // Современная коммуникативистика. — 2016. — № 2. — С. 17–21.
8. Каргин Н.Н. Информационные услуги в структуре социальной коммуникации [Текст] / Н.Н. Каргин, И.С. Щадилова // Современная коммуникативистика. — 2016. — № 5. — С. 5–17.
9. Коммуникационные сети и их разновидности в организациях [Электронный ресурс]. — URL: http://portal-u.ru/kommunikaciivupravlenii/kommunikacionnieseti/
10. Луман Н. Общество общества: Дифференциация. Самопознания [Текст] / Н. Луман. — М.: Логос, 2011. — 640 с.
11. Петрова Е.А. Внутриорганизационные коммуникации. Построение системы эффективных внутриорганизационных коммуникаций на примере компании GOOGLE [Текст] / Е.А. Петрова // Научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий». — URL: http:// ekonomika.snauka.ru/2014/03/4181/
12. Письменная А.Б. Анализ адаптационных возможностей организации в изменяющейся внешней среде [Текст] / А.Б. Письменная // Региональные агросистемы: экономика и социология. — 2018. — № 1. — С. 6.
13. Письменная А.Б. Особенности формирования коммуникационных сетей на базе внутриорганизационных связей [Текст] / А.Б. Письменная, Г.В. Власюк, А.А. Бестемьянова, Е.В. Иванова // Инновации и инвестиции. — 2015. — № 9. — С. 96–104.
14. Письменная А.Б. Развитие системы адаптации персонала через развитие организационной структуры и культуры компании [Текст] / А.Б. Письменная, М.Р. Шарипова // Материалы III Международной научно-практической конференции «Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели». — Саратов. — 2017. — Март. — С. 78–80.
15. Штомпка П. Доверие — основа общества [Текст] / П. Штомпка. — М.: Логос, 2012