ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры»
аспирант
Россия
Россия
Статья посвящена проблемам духовного воспитания молодежи во внехрамовой деятельности Церкви, связанной с просветительской миссией православного музыкального искусства. На рубеже XX–XXI вв. мы наблюдаем значимый поворот российской культуры к православным традициям. Курс государственной политики, направленный на плодотворное сотрудничество с Русской православной церковью, обеспечил развитие православного музыкального искусства в ряде направлений, в том числе в деятельности воскресных школ, военно-патриотических клубов, детско-юношеских фестивалей православного искусства и пр. Автор статьи, освещая достоинства различных функций православного музыкального творчества, делает акцент на важности изучения древнерусского песнотворчества: канонического и народного духовного. Этот в большинстве своем незадействованный и невостребованный пласт русской музыкальной культуры несет главную сущностно-смысловую функцию православного музыкального искусства: подобно святым иконам, свидетельствует о надмирной реальности Царствия. Не принижая значения песенного творчества широкого духовного содержания, автор статьи указывает на преимущества ориентации педагогов на каноническое направление, которое в музыкальной форме выражает догматы Церкви, возрождает уникальный интонационный фонд российской музыкально-языковой культуры, сохраняет значимую часть генетической культурной памяти.
православная музыкальная культура, внехрамовая деятельность Церкви, духовное воспитание молодежи, древнерусское песнотворчество, трансцендентный характер деятельности.
Актуальность данной статьи заключается в малой степени разработанности темы свободы и ответственности в православном музыкальном искусстве в современном мире, а также темы влияния символического искусства и связанного с ним трансцендентного характера деятельности на внутренний мир личности. Проблема — незадействованность и невостребованность древнерусского церковного и народного духовного песнотворчества — уникальной части семантического поля русской культуры и связанная с этим проблема забвения понятия предназначения церковного искусства как свидетельства красоты Горнего мира. Методы — диалектический, структурный, сравнительный, метод историко-культурного анализа, метод актуализации (обозначающий культурное явление в контексте новой культурной парадигмы XXI в. и перспективы его развития), типологический (определяющий оригинальность музыкальной культуры XXI в. как явления нового типа). Применен базовый аксиологический подход с элементами экологического подхода к исследованию продуктов медиакультуры. Обсуждение результатов. Нынешний курс государственной политики, направленный на плодотворное сотрудничество с Русской православной церковью, открыл огромные перспективы для развития православного искусства, в частности, православного музыкального искусства. На сегодняшний день преподаватель музыкального вуза или колледжа, учитель музыки общеобразовательной школы, регент церковного хора или руководитель музыкальной секции воскресной школы имеют колоссальную свободу выбора музыкальных составляющих курса истории и теории русской духовной музыки, репертуара церковного или академического хора, разнообразной нотной литературы. Тем не менее вопрос выбора тех или иных приоритетов с каждым годом приобретает все большую актуальность в контексте новой культурной парадигмы XXI в. с ее технологическими достижениями, удобством и доступностью. Так, к примеру, перед
учителем музыки общеобразовательного учреждения для освещения темы «Христианство и музыка» стоит сложный выбор — отдать предпочтение прослушиванию образцов церковной музыки (например, жанру Блажен, отражающему Нагорную проповедь Спасителя) или фрагментам из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», перед руководителем музыкальных занятий в воскресной школе — направить свои усилия на изучение и практическое исполнение православного канонического песнотворчества или ориентироваться на массовые песни так называемого широкого духовного содержания, перед регентом — выбрать служение по Октоиху или по новейшим нотным изданиям, включающим избранные сокращенные тексты Октоиха, перед чтецом — чтение на церковно-славянском языке или по русской транскрипции, перед настоятелем — выбор профессионального обучения звонаря или современной электронной колокольной установки.
1. Головатенко В. (протоиерей Виталий Головатенко). Церковь, искусство и церковное искусство [Текст] / В. Головатенко // Церковь и искусство: материалы IX Всероссийских Знаменских чтений «Традиционные ценности в условиях глобализации» / Гл. ред. М.Л. Космовская. — Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2013. — С. 22–29.
2. Медушевский В.В. Интонация как язык домостроительства благодати [Текст] / В.В. Медушевский // Вестник УПЦ № 61. Церковь и культура / Материалы Международной научной конференции «Православие и мир: экклесиология — антропология — культура» [Электронный ресурс]. — URL: http://pravoslavye.org.ua/2006/10/medushevskiy_vv_intonatsiya_kak_yazik_domostroitelstva_blagodati/ (дата обращения: 11.05.2017).
3. Олесова Н.Ю. О Тебе пение мое (Пс. 70, 6). О современных проблемах церковного пения [Текст] / Н.Ю. Олесова // Духовный собеседник. — 2007. — № 2 [Электронный ресурс]. — URL: http://lektsii.net/2-56483.html (дата обращения: 07.06.2017).
4. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества [Текст] / В.И. Петрушин. — 2-е изд. — М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. — 490 с.
5. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О божественных именах [Текст] // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. Т. 1: Античность, Средние века, Возрождение / Отв. ред. М.Ф. Овсянников, М.А. Лившиц. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. — С. 334–335.
6. Tore West. Music and designed sound // The Routledge Hand book of Multimodal Analysis. Routledge, Taylos & Francis Croup (London and New York): Edited by Carey Jewitt, 2009. Pp. 284–293.