г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье излагаются результаты исторической реконструкции проблематики семейного и дошкольного воспитания в период становления педагогической психологии в России. Обращение к историческому опыту в сфере семейного и дошкольного воспитания, по мнению автора, позволяет полнее использовать накопленный научный потенциал в современных социокультурных условиях. История отечественной педагогической психологии в дореволюционный период, в соответствии с авторскими представлениями, рассматривается как формирование междисциплинарной области знания, которое было задано взаимодействием между психологией и педагогикой.
семейное и дошкольное воспитание; психология; педагогика; становление отечественной педагогической психологии как междисциплинарной области знания; этапы истории отечественной педагогической психологии в дореволюционный период; использование накопленного научного опыта в современных условиях.
1. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста: книга для воспитателей. – 4-е изд., перераб. – СПб.: [б.м.], 1891. – 392 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. –Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
3. Каптерев П.Ф. Педагогические курсы для матерей и нянь // Воспитание и обучение. – 1893. – № 7. – С. 236–237.
4. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц. – СПб.: [б.м.], 1877. – 633 с.
5. Каптерев П.Ф. Характер и задачи «Энциклопедии семейного воспитания и обучения» // Энциклопедия семейного воспитания и обучения: в 59 вып. Вып. 1 / Педагогический музей военно-учебных заведений в СПб., Родительский кружок; под. ред. П.Ф. Каптерева. – СПб., 1898. – С. VII–XII.
6. Карнаух Н.В. Дерптский профессорский институт как научно-педагогическая школа России в культурно-историческом контексте первой половины XIX века: автореф. дис. … д-ра пед. наук. –М., 2016. – 45 с.
7. Клюева Н.В. Исторические аспекты развития педагогической психологии. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
8. Конради Е.И. Исповедь матери. – СПб.: Типография А.М. Котомина, 1876. – 672 с.
9. Кулешова Л.Н. История отечественной психологии воспитания (60-е годы XIX – 60-е годы ХХ в.): дис. … д-ра психол. наук. – СПб., 1999. – 379 с.
10. Лидак Л.В. Педагог как объект научной рефлексии в российской педагогической психологии конца XIX–XX в.: дис. … д-ра психол. наук. – Ставрополь, 2000. – 538 с.
11. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. – Дубна: Феникс, 1995. – 336 с.
12. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 240 с.
13. Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864–1914: исторический очерк / под ред. Я.Л. Барскова. – СПб.: [б.м.], 1914. – 346 с.
14. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / под ред. Н. А. Тройницкого. – СПб.: Изд-во Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1897–1905.
15. Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей: статьи из «Детского сада» за 1866, 1867 и 1868 гг. / перераб. и доп.; сост. Аделаида и Яков Симонович. В 2 т. Т. 1–2. – СПб.: Детский сад, 1874. – Т. 1. – 357 с. – Т. 2 – 328 с.
16. Труды первого всероссийского съезда по семейному воспитанию (Санкт-Петербург, 30 декабря 1912 г. – 6 января 1913 г.): в 2 т. Т. 2. – СПб.: Типолитография Ныркина, 1914. – 738 с.
17. Урунтаева Г.А. Теоретико-методические основы изучения воспитателем ребёнка-дошкольника в истории отечественной психологии: вторая половина XIX – 20–30 гг. XX в.: дис. ... д-ра психол. наук. – СПб., 2003. – 503 с.
18. Усольцева И.В. Вклад Санкт-Петербургского родительского кружка в становление междисциплинарной научной картины мира отечественной педагогической психологии // Мир психологии. – 2017. – № 2 (90). – С. 53–66.
19. Усольцева И.В. Периодизация отечественной дореволюционной педагогической психологии как междисциплинарной области знания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: «Психологические науки». – 2017. – № 1. – С. 98–107.
20. Фёдорова Н.В. Русские педагогические журналы до революции и их влияние на образование // Начальное образование. – 2008. – № 1. – С. 43–44.
21. Филонов Г.Н. Междисциплинарное исследование процесса воспитания // Педагогика. – 2010. – № 9. – С. 3–9.
22. Филонов Г.Н., Усольцева И.В. Междисциплинарные исследования воспитания: концептуальные основы, влияние на практику // Мир психологии. – 2015. – № 1. – С. 214–223.