с 01.01.2015 по настоящее время
Елец, Липецкая область, Россия
Реклама как пример убеждающей коммуникации в начале XXI в. становится объектом лингвистических исследований в области речевой суггестии. В статье анализируются имена собственные, запускающие в сознании суггеренда программу неаргументированного воздействия с целью склонить его к приобретению рекламируемого объекта. Материалом исследования послужили коммерческие рекламные тексты из журнала Tatler. Выбор этого источника фактического материала обусловлен его прототипичностью: международный высокохудожественный глянцевый журнал, ориентированный на создание модели мира роскоши и комфорта, в силу своей жанровой специфики выступает эффективным рекламоносителем. Автор приходит к выводу, что особенно значимыми для рекламного текста, рассмотренного в аспекте проблем суггестивной лингвистики, становятся имена собственные трех групп: прагматонимы, антропонимы и топонимы. Ориентация журнала Tatler на определенную целевую аудиторию — обеспеченные и высокообеспеченные люди — влияет на отбор прагматонимической (прагматонимы-глобализмы, символические прагматонимы с отантропонимическим способом номинации), антропонимической (имена лиц с общим фоном мировой известности) и топонимической (названия стран и городов, являющихся лидерами индустрии моды и красоты) лексики. Эти группы онимов реализуют суггестивные стратегии идеализации рекламируемого объекта и имитации его эксклюзивности, высокого качества, участвуют в создании психологического эффекта доверия, формируют положительную мотивацию приобретения.
рекламная коммуникация, глянцевый журнал, текст, суггестия, имя собственное, функция
1. Авдеенко И.А. Структура и суггестивные свойства вербальных составляющих рекламного текста: дис. …канд. филол. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2001. 168 с.
2. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Издательский центр «Академия», 2003. 128 с.
3. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.: ПИТЕР, 2001. 254 с.
4. Бренды. Tatler. История бренда [Электронный ресурс]. URL: https://www.condenast.ru (дата обращения: 7.03.2019).
5. Елкина М.В. К вопросу об использовании образов и сюжетных линий литературных сказок в рекламе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №3(69): в 3-х ч. Ч. 2. С. 90–93.
6. Исакова А.А. Специфика переключения языковых кодов при адаптации прагмонимов английского происхождения в русском рекламном тексте: автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2005. 25 с.
7. Исангузина И.И. Прагматонимы в ономастическом пространстве: семантический, лингвокультурологический и синтаксический аспекты (на примере названий кондитерских изделий) // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №4. С. 990–993.
8. Кафтанджиев Х. Тексты печатной рекламы. М.: Смысл, 1995. 73 с.
9. Любимова А.А. Языковые аспекты воздействия на общественное сознание: на сопоставительном материале средств массовой информации конца XX – начала XXI вв.: дис. …канд. филол. наук. М., 2006. 240 с.
10. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Нева, 2002. 414 с.
11. Ольшанский Н.Д. Психология масс. СПб.: ПИТЕР, 2002. 368 с.
12. Омельяненко В.А. Отонимные прагматонимы с национально-культурным компонентом в российской рекламе // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2018. Т. 9. № 3. С. 712–728.
13. Субботина Н.Д. Суггестия и контрсуггестия в обществе. М.: КомКнига, 2006. 208 с.
14. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973. 366 с.
15. Фоменко О.С. Прагматонимы-глобализмы как объект междисциплинарного исследования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. №7(31). С. 66–70.
16. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Суггестивная лингвистика. СПб: Лань, 1996. 202 с.
17. Чумичева Н.В. Копирайтинг и рекламная суггестия: дис. …канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 167 с.
18. Шулунова Л.В. Ономастические исследования в парадигме современной лингвистики // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. №1(48). С. 333–337.
19. Юданова Е.Т. Суггестивная функция языковых средств англоязычного политического дискурса: дис. …канд. филол. наук. СПб., 2003. 181 с.
20. Яковлева О.Е. Прагматонимы в системе собственных имен: семантика, функции, национально-культурная специфика // Сибирский филологический журнал. 2005. №1-2. С. 59–74.