ФРЕЙМОВЫЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАДИСКУРСА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Художественный дискурс представлен в статье как многослойное образование. С одной стороны, существует фикциональная реальность и действующие в ней персонажи, а с другой, форма подачи автором этого сюжета читателю, т.е. метадискурс художественного нарратива. Показано, что метадискурс обеспечивает соединение сюжета и авторского метадискурса в единый художественный текст. Метадискурс впервые представлен как двухуровневая структура, которая состоит из глубинного, концептуального уровня, и внешнего уровня, включающего систему языковых средств, выбор которых осуществляется на основании фреймовых моделей концептуального уровня. В статье описываются метадискурсивные фреймовые модели, организующие глубинную структуру текста: фреймовая модель формирования указаний на пространство и время, фреймовая модель формирования генерализованного представления о действительности и фреймовая модель коммуникативного взаимодействия автора с читателем.

Ключевые слова:
метадискурс, фреймовая модель, фикциональная реальность, фикциональное время, генерализация, диалог автора с читателем.
Список литературы

1. Беляевская Е.Г. О фокусировке концептуальных метафор [Текст] / Е.Г. Беляевская // Когнитивные исследования языка. — 2012. — № 12. — С. 292–303.

2. Беляевская Е.Г. Фреймы «действия» и «деятельности» как основание классификации лексических единиц [Текст] / Е.Г. Беляевская // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. — 2013. — № 680. — С. 18–28.

3. Беляевская Е.Г. «Звуковые» фреймы и анализ нарративного дискурса [Текст] / Е.Г. Беляевская // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. — 2014. — № 703. — С. 15–23.

4. Беляевская Е.Г. Типология фреймов в конструировании языковой системы и дискурса [Текст] / Е.Г. Беляевская // Когнитивные исследования языка. — 2018. — № 34. — С. 346–349.

5. Манерко Л.А. Типы знаний, определяющие древнеанглийскую категорию пространства [Текст] / Л.А. Манерко // Когнитивные исследования языка. — 2008. — № 3. — С. 210–223.

6. Манерко Л.А. Типы знаний, воплощенные в художественном и академическом дискурсах [Текст] / Л.А. Манерко // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. — 2012. — № 636. — С. 56–70.

7. Федотова О.С. Стратегия генерализации и ее реализация в метадискурсе (на материале англоязычного художественного нарратива) [Текст] / О.С. Федотова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2018. — Т. 7. — № 4. — С. 46–50.

8. Bradbury R. Dandelion Wine. М.: Айрис-пресс, 2005. 320 с.

9. Brontё Ch. Shirley. London: Penguin Popular Classics, 1994. 666 p.

10. Brown D. The Lost Symbol. London: Bantam Press, 2009. 509 p.

11. Collins S. The Hunger Games (Book 1). N.Y.: Scholastic Press, 2008. 374 p.

12. Cruise J. Bet Me. New York: St Martin’s Press, 2004. 270 p.

13. Dijk T.A. van, W. Kintsch. Strategies of Discourse Comprehension. Chap. 1: Toward a model of strategic discourse processing; Chap. 10: The Cognitive Model. New York etc.: Academic Press, 1983, p. 1–19, 333–404.

14. Fielding H. The History of Tom Jones A Foundling. London: Wordsworth Classics, 1999. 734 p.

15. Fillmore Ch.J. Frames and the semantics of understanding. “Quaderni di semantica”. Vol. VI, no. 2, December 1985, p. 222–254.

16. Fitzgerald F.S. The Great Gatsby. London: Wordsworth Classics, 1993. 115 p.

17. Fludernik M. The Fictions of Language and the Language of Fiction: The Linguistic Representation of Speech and Consciousness. London: Routledge, 1993.

18. Fludernik M. Metanarrative and Metafictional Commentary. Poetica 35 (2003). P. 1–39.

19. Grisham J. The Client. New York: Island Books, 1993. 566 p.

20. Hemingway E. For Whom The Bell Tolls. Moscow: Progress Publishers, 1981. 560 p.

21. Herman D. Stories as a Tool for Thinking. Narrative Theory and the Cognitive Sciences / edited by David Herman. 2003. P. 163–195.

22. Jahn M. ‘Awake! Open your eyes!’ The cognitive Logic of External and Internal Stories // Narrative Theory and Cognitive Sciences. Edited by David Herman. CSLI Stanford, California, 2003. P. 195–214.

23. Jensen L. The Uninvited. London-Berlin-New York-Sidney: Bloomsbury Circus, 2012. 681 p.

24. Melville H. Moby Dick. London: Penguin Popular Classics, 1994. 536 p.

25. Nünning A. Mimesis des Erzählens: Prolegomena zu einer Wirkungsästhetik, Typologie und Funktionsgeschichte des Akts des Erzählens und der Metanarration, in: Jörg Helbig (ed.), Erzählen und Erzähltheorie im 20 Jahrhundert. Festschrift für Wilhelm Füger, Heidelberg 2001. P. 13–48.

26. Palahniuk Ch. Fight Club. New York: Vintage, 1997. 208 p.

27. Palmer A. The Mind Beyond the Skin. Narrative Theory and the Cognitive Sciences. Edited by David Herman. CSLI Stanford, California, 2003. P. 322 — 349.

28. Ryan M.-L. Cognitive Maps and the Construction of Narrative Space // Narrative Theory and Cognitive Sciences. Edited by David Herman. CSLI Stanford, California, 2003. P. 214–243.

29. Thackeray W.M. Vanity Fair. London: Wordsworth Classics, 2001. 694 p.

30. Turner M. Double-scope stories // Narrative Theory and Cognitive Sciences. Edited by David Herman. CSLI Stanford, California, 2003. P. 117–143.

31. Zoran G. Towards a Theory of Space in Narrative. Poetics Today 5.2, 1984. P. 309–336.

Войти или Создать
* Забыли пароль?