, Россия
В статье рассматриваются проблемы организации коммуникации и взаимодействия в цифровом образовании. Принятые правительством РФ нормативно-правовые документы предусматривают переход к цифровой образовательной модели и стремительное увеличение доли онлайн образовательных курсов в процессе подготовки специалистов для работы в области цифровой экономики на уровне среднего специального и высшего образования. Автор рассматривает специфику коммуникации и взаимодействия преподавателей и студентов в условиях дистанционного и смешанного обучения, анализирует преимущества и риски переходного периода.
цифровизация, коммуникация, взаимодействие, технология, МООК, смешанное обучение, дидактика.
1. Абрамова И.Е., Шерехова О.М., Шишмолина Е.П. Студенческие видеофильмы в обучении английскому языку // Высшее образование в России. – 2017. – № 6. – С. 36–43.
2. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Издательство «Перо», 2019. – 72 с.
3. Бордова Т.А. Преподаватель как основное звено технологии «перевёрнутый класс» // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27. – № 5. – С. 42–49.
4. Гришаева С.А., Куликова О.А. Социально-психологические особенности процесса трансформации социальной структуры общества и процесса коммуникации в цифровом пространстве // Цифровая социология. – 2018. – Т. 1. – № 1. – С. 29–34.
5. Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и экономика. – 2018. – Т. 15. – № 4. – С. 15–28.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2004. – 384 с.
7. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы [Электронный ресурс]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx (дата обращения: 24.03.2019).
8. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 8. – С. 107–113.
9. Образование для сложного общества. Доклад Global Education Futures / Под ред. П. Лукши, П. Рабиновича, А. Асмолова. М., 2018. – 212 с.
10. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9). [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 24.03.2019).
11. Розина. Педагогическая коммуникация в электронной среде // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2004. – № 2. – С. 97–101.
12. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество // Управленческое консультирование. – 2018. – № 10. – С. 46–63.