В статье обсуждается актуальная проблема лингвистической компетенции учителя начальных классов. Раскрываются пути формирования навыков грамотного письма и повышения культуры речевого общения учащихся в процессе обучения русскому языку в начальной школе.
лингвистическая и речевая грамотность, интерес к изучению родного языка, использование средств ИКТ, оценивание достижений младших школьников по русскому языку, проблемное обучение.
Проблема лингвистической компетентности учителя младших классов в настоящее время является предметом активного обсуждения на различных семинарах и вебинарах. Редакция регулярно получает письма читателей с вопросами на эту тему. Доцент МПГУ, канд. филол. наук С.В. Иванов дает ответы на наиболее острые из них. В связи с очевидным интересом, который проявляет педагогическая общественность к данной проблеме, редакция намерена продолжать дискуссию и приглашает читателей к участию в ней.
От редакции
Насколько сам учитель должен быть грамотным и как это можно отследить?
Зачастую учителя не обладают достаточными знаниями по русскому языку. Этой проблеме был посвящен наш вебинар1. Учитель не имеет права владеть русским языком на уровне учеников начальной школы, он обязан знать лингвистические основы курса в объеме педагогического университета или колледжа. В случае сомнения учитель должен обращаться к вузовским учебникам, справочникам и словарям.
Тяжело ли детям обучаться русскому языку?
На этот вопрос можно дать два ответа:
- если тяжело, но интересно, это правильно, так и должно быть. Если всегда легко — это не интересно;
- детям тяжело, если учитель не понимает, что, например, ознакомительная тема не отработана, и заставляет детей учить «фразеологизмы, качественные прилагательные, управление и т.п.». Тогда детям тяжело, но это проблема не учебника, а учителя.
Точнее, проблема его профессиональной подготовки. Если учитель не понимает, что ученикам нельзя задавать на дом пять-шесть упражнений, это снова проблема учителя, а не авторов учебника. Увы, страдают от такого учительского непрофессионализма дети. И им, детям, конечно, тяжело. Напоминаю, что программы и учебники постоянно проходят экспертизы и у лингвистов, и у методистов, и — что важно! — у детских психологов. Так что, если детям тяжело, — это не к авторам, это к учителям.
_________
1 Вебинар на тему «Лингвистические трудности при обучении младших школьников русскому языку» состоялся в апреле 2014 г.
1. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: программа, планирование, контроль. — М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Кузнецова М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе. — М.: Вентана-Граф, 2013.
3. Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения. 2–4 кл. — М.: Вентана-Граф, 2012.
4. Пинкер Стивен. Язык как инстинкт. М.: Едиториал УРСС, 2004.
5. Рат-Вег Иштван. История человеческой глупости. — Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
6. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: лингвистика детской речи: учеб. пособ. для студ. вузов. — М.: ВЛАДОС, 2000.
7. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — М.: Либроком, 2009.