Оренбург, Оренбургская область, Россия
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время одной из важных задач является изучение вопроса о том, востребованы ли выпускники вузов на региональном рынке труда. Данный вопрос представляет собой проблему, для решения которой необходимы мониторинг, комплексный анализ спроса и предложения регионального рынка труда, а также составление прогноза потребностей рынка труда в молодых специалистах для нужд экономики. В статье приведен анализ действующей практики мониторинга и прогнозирования потребностей регионального рынка труда Оренбургской области в молодых специалистах и дана оценка эффективности работы в этом направлении. Сформулированы рекомендации по совершенствованию политики в области прогнозирования потребностей труда Оренбургской области в молодых специалистах с учетом зарубежного опыта и российской практики.
мониторинг, прогнозирование, потребность, молодой специалист, рынок труда
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА В МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТАХ
Современная рыночная экономика предъявляет повы- шенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, степени ее социальной мобильности, профессионализму. Обеспечение нужд отраслей экономики профессиональными высококвалифицированными кадрами в настоящее время становится одной из важнейших проблем. Дальнейший рост промышленного производства и валового внутреннего продукта, предполагаемый региональными планами развития на долгосрочный период, во многом будет зависеть от того, насколько успешно будут решены проблемы кадрового обеспечения нужд отраслей экономики, обусловленные дефицитом высококвалифицированных кадров в ее реальном секторе, складывающейся демографической ситуацией, несбалансированностью рынка труда и рынка образовательных услуг. В настоящее время мониторинг, анализ и прогнозирование являются наиболее важными инструментами информационно-аналитического обеспечения исследования динамики развития основных показателей конъюнктуры рынка труда, поскольку позволяют получить информацию о том, сколько выпускников высшего профессионального образования и по каким профессиям и направлениям подготовки реально необходимо и потребуется в ближайшей перспективе экономике региона.
По мнению Е.И. Чучкалова, «… сложилась ситуация, когда экономика испытывает дефицит в трудовых ресурсах, особенно высококвалифицированных рабочих специальностей. Потребность экономики в квалифицированных кадрах не может быть в полной мере компенсирована без возмещения потребности в подготовке работников по востребованным профессиям и специальностям» [1].
Большое значение в связи с этим приобретает получение информации о том, сколько выпускников высшего профессионального образования и по каким профессиям и специальностям реально потребуется российской экономике. Информацию такого плана может дать комплексное социально-экономическое прогнозирование потребностей рынка труда в молодых специалистах.
Рассмотрим понятие «прогнозирование». Прогнозирование — это способ научного предвидения, в котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Прогнозирование — это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного будущего состояния и результатов деятельности предприятия в перспективе [2].
1. Чучкалова Е.И. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров // Управление персоналом. 2010. № 3. С. 34, 35.
2. Нанивская В.Г. Теория экономического прогнозирования: Учеб. пособие. Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. С. 45–50.
3. Коровкин А.Г. Методы анализа и прогнозирования динамики занятости и рынка труда с учетом движения рабочей силы / А.Г. Коровкин. Режим доступа: http://www.bigland.ru/research.asp
4. Глущенко B.B. Разработка управленческого решения. Прогнозирование и планирование // Управление персоналом. 2009. С. 18–27.
5. Доклад Федерального агентства по делам молодежи Российской Федерации «Молодежь России 2000–2025: развитие человеческого капитала». [Электронный ресурс]: http://www.fadm.gov.ru/docs/11/17625/
6. Никулина Ю.Н. Профессиональная подготовленность молодых специалистов: взгляд выпускников университета и работодателей / Ю.Н. Никулина // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 8. С. 88–93. ISSN 1814–6465
7. Статистический сборник «Труд и занятость в Оренбургской области 2013» [Электронный ресурс] // URL: http://orenstat.gks.ru (дата обращения: 19.03.14).
8. Гуртов В.А. Прогнозирование потребности в высококвалифицированных кадрах для приоритетных направлений развития России // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов Девятой Всероссийской научно-практической интернет-конференции (31 октября — 1 ноября 2012 г.). Книга II. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. С. 75–84.
9. Васильев В.Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации / В.Н. Васильев, В.А. Гуртов, Е.А. Питухин. М.: Техносфера. 2008. С. 89–120.
10. Сигова С. Современные тенденции в прогнозировании рынка труда: опыт России и развитых стран // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 3. С. 98–105.
11. Christian Lutz, Martin Distelkamp, Bernd Meyer, Marc Ingo Wolter. Forecasting the Interindustry Development of the German Economy: The Model INFORGE//GWS Discussion paper 2003/2.
12. BLS Handbook of Methods, Division of BLS Publishing, NE Washington, DC — April, 1997.
13. Sudhir Junankar, Ole Lofsnaes and Philip Summerton. MDME3: A short technical description // Cambridge Econometrics, Working Paper, March 2007.