Ставрополь, Россия
Отсутствие необходимых знаний о виртуальной реальности нередко препятствует внедрению этих технологий в образовательный процесс. Рассмотрение теоретических и прикладных аспектов позволяет устранить этот недостаток за счет комплексного изучения данных технологий. В качестве теоретического аспекта приведен анализ развития образовательных программ виртуальной реальности, а также подходы к работе в образовательных средах виртуальной реальности. В прикладном аспекте описано конкретное аппаратное и программное обеспечение виртуальной реальности. В качестве иммерсивного оборудования приведены персональные компьютеры, очки виртуальной реальности и комплексные системы взаимодействия пользователя с виртуальной реальностью, такие как виртуальные тренажеры. Программное обеспечение рассмотрено в соответствии с описанным оборудованием, также приводятся примеры бесплатного программного обеспечения. На основании имеющихся исследований и собственного опыта применения технологий виртуальной реальности в образовательном процессе высшей школы делается вывод об эффективности данных технологий в повышении качества обучения.
виртуальная реальность, образование, мультимедиа, инновационные технологии, очки виртуальной реальности, Oculus Rift, иммерсивные вычисления, высшая школа
1. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения // Образовательные технологии и общество. – №3. – 2014. – C. 378–391.
2. Сорочинский П.В. Развитие понятийного мышления субъекта средствами виртуальной реальности // Человек, субъект, личность в современной психологии. – М.: ИП РАН, – 2013. – Т. 2. – C. 351–354.
3. Третьякова Т.П. Аспекты применения технологии «Виртуальная реальность» в системе профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2010. – №2. – C. 205–208.
4. Шевченко Г.И., Кочкин Д.А. Основные характеристики очков виртуальной реальности и перспективы их использования в учебном процессе /Преподаватель XXI век. – 2018. – № 4-1. – С. 160–168.
5. Шевченко Г.И., Рыбакова А.А., Кочкин Д.А. Особенности организации образовательного процесса в вузе с использованием средств виртуальной реальности / Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-1. – С. 398–402.
6. Lang B. Titans of Space: Waltz Through the Solar System in One of the Best Oculus Rift Demos Yet. URL: https://www.roadtovr.com/titans-of-spaceoculus-rift-demo-download-solar-system-planets-astronomy/ 2019/01/10
7. Mainwaring J. The Future of Training is Virtual Reality. URL: https://www.rigzone.com/news/oil_gas/a/122264/EYESIM_The_Future_of_Training_is_Virtual_Reality/ 2019/02/01
8. Métrailler Y., Reijnen E., Kneser C., Opwis K. Scientific problem solving in a virtual laboratory: A comparison between individuals and pairs. Swiss Journal of Psychology, Vol. 67(2), 71-83 (2008).
9. Peiris B. RiftSketch. URL: https://brian.peiris.io/RiftSketch/ 2019/01/03.
10. Vincent J. Google's app for touring virtual art galleries now supports Cardboard VR. URL: https://www.theverge.com/2016/7/20/12234578/google-arts-culture-app-cardboard 2018/05/11
11. Ward T., Sonneborn M. Creative expression in virtual worlds: Imitation, imagination, and individualized collaboration. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. Vol. 3(4), 211-221 (2009).
12. Wiecha J., Heyden R., Sternthal E. Learning in a Virtual World: Experience With Using Second Life for Medical Education. Journal of Medical Internet Research, 12(1) (2010).