С целью профилактики риска снижения уровня здоровья у детей, находящихся в условиях хронического социального стресса была разработана и апробирована схема диспансерного наблюдения за детьми I-II группы здоровья, находящихся в условиях хронического социального стресса. Предложенная авторами схема диспансерного наблюдения включает два этапа: этап выявления и постановки на диспансерный учет детей группы риска и этап наблюдения за детьми группы риска. Авторами разработаны и зарегистрированы компьютерные экспертные диагностические системы, облегчающие и ускоряющие процесс принятия решения при массовых обследованиях детей. Предложенная схема диспансерного наблюдения была апробирована в течение года в ходе экспериментального внедрения. Полученные результаты свидетельствуют о ее эффективности: в экспериментальной группе доля лиц I группы здоровья увеличилась в 1,2 раза, отсутствовали дети с III группой здоровья. В то же время среди детей контрольной группы произошло значительное снижение уровня здоровья - каждый пятый ребенок перешел в III группу здоровья, доля детей I группы здоровья снизилась в 4 раза. Публикация предназначена для широкого круга специалистов - врачей педиатров, школьных врачей, организаторов здравоохранения, семейных врачей.
дети, подростки, формирование здоровья, хронический социальный стресс, организация здравоохранения
Радикальные реформы в политической, экономической и социальной сфере, осуществляемые в России в течение последних двух десятилетий, способствовали не только расслоению общества, обнищанию значительной части населения, формированию «общества потребления», но и появлению неуверенности в завтрашнем дне, развитию психосоматической патологии. Не каждый взрослый человек способен в полной мере и без ущерба для своего здоровья адаптироваться к новым социально-экономическим условиям [1,2]. У детей старшего школьного возраста и подростков проблема воздействия хронического стресса на здоровье приобретает особую актуальность [5-7].
В связи с вышеизложенным, нами была разработана и апробирована схема диспансерного наблюдения за детьми I-II группы здоровья, находящихся в условиях хронического социального стресса.
Обследование проводилось на базе общеобразова-тельных школ г.Твери с привлечением специалистов ГБУЗ ТО «Городская детская больница № 3».
Предложенная нами схема диспансерного наблюде-ния за детьми I-II группы здоровья, находящихся в условиях хронического социального стресса, включает два этапа. Оба этапа проводятся непосредственно в образовательном учреждении в период профилактического осмотра или по назначению врача, при непосредственном обращении самого ребенка или его родителей к врачу поликлиники или школьному врачу по поводу симптомов дезадаптации – эквивалентов клинических признаков снижения уровня здоровья ребенка, подвергающегося воздействию хронического социального стресса, или случайно выявленного по снижения уровня здоровья в сочетании с воздействием хронического социального стресса при оформлении подростка в спортивную секцию, оздоровительный лагерь или санаторий.
Необходимость первого этапа ранней постановки на диспансерный учет детей, находящихся в условиях хронического социального стресса, как подготовительный этап сбора данных, определяет возможность прогнозировать риск снижения уровня здоровья ребенка как можно раньше.
1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012. №3. С. 9–14.
2. Дербенев Д.П. Психическое здоровье городских подростков и факторы, вызывающие его нарушения. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1997. № 3. С. 15.
3. Жуков С.В. Формирование здоровья детей - вынужденных переселенцев в отдаленном периоде после осложненной чрезвычайной ситуации. Автореф. дис.... докт. мед. наук. Санкт-Петербург, 2011. 37 с.
4. Жуков С.В., Королюк, Е.Г. Программа для экспресс-диагностики хронического социального стресса у детей школьного возраста. Свидетельство государственной регистрации №. 2011619397 от 13.10.2011.
5. Жуков C.B., Королюк Е.Г. Патогенетическая модель формирования уровня здоровья подростков-вынужденных переселенцев, находящихся в условиях хронического социального стресса // Вестник новых медицинских технологий. 2009. Т. 16. № 2. С. 226–228.
6. Королюк Е.Г., Калинкин М.Н., Жуков С.В. Хронический социальный стресс: этиология и патоаутокинез. Монография. Тверь: Ред.-изд. центр Твер. гос. мед. академии ТГМА, 2011. 102 с.
7. Королюк Е.Г. Медико-социальные проблемы формирования здоровья и адаптации детей в условиях хронического социального стресса. Автореф. дис.... докт. мед. наук. Санкт-Петербург, 2012. 33 с.
8. Жуков С.В., Королюк Е.Г., Петров В.П., Рыбакова М.В. Коррекционно-оздоровительная программа по про-филактике риска снижения уровня здоровья у детей, находящихся в условиях хронического социального стресса. // Современная медицина: актуальные вопросы. 2014. № 27. С. 87–95.
9. Жуков С.В., Королюк Е.Г., Петров В.П., Рыбакова М.В. Межведомственная медико-социальная модель профилактики снижения уровня здоровья у детей, находящихся в условиях хронического социального стресса // Современная медицина: актуальные вопросы. 2013. № 26. С. 109–115.
10. Алексеева Ю.А., Пономарева Л.И., Жуков С.В., Королюк Е.Г., Барашкова А.Б. Особенности вегетативной регуляции и минерального обмена у детей с патологией глоточной миндалины // Вестник новых медицинских технологий. 2010. Т. 17. № 1. С. 70.
11. Королюк Е.Г., Жуков С.В., Новоселов К.П., Смирнова Ю.Е. Программа для экспресс-диагностики риска нарушения социальной адаптации подростка // Свидетельство государственной регистрации №. 2011617971 от 12.10.2011.
12. Алексеева Ю.А., Борисов В.С., Борисова М.А., Королюк Е.Г., Курочкин А.В. Способ адсорбции влаги из единицы объема выдыхаемого воздуха и устройство для его получения // Патент РФ на изобретение № 2243720 от 10.01.2005
13. Жуков С.В., Королюк Е.Г., Петров В.П., Аронов А.Б., Жукова Е.В. Устройство для проведения калиперометрии // Патент на полезную модель № 128980 от 20.06.2013.