В статье рассматриваются нормативные основания функционирования системы внутреннего контроля и оценки достижений младших школьников. Обосновывается необходимость современных подходов к организации контрольно-оценочной деятельности как условия успешной реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
государственные документы, Федеральный закон, качество образования, система оценки, нормативное обеспечение.
Одной из главных проблем для образовательного учреждения (организации) в условиях реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») в контексте рассматриваемой проблемы является организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, а также внутренней системы оценки качества образования. В связи с этим обстоятельством возникают следующие вопросы:
Каковы современные подходы к оценке качества образования?
Каково нормативное обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, регламентирующего деятельность образовательного учреждения в условиях нового законодательства?
В чем заключаются особенности внутренней системы оценки качества образования образовательного учреждения?
Каковы нормативные основания организации и функционирования внутренней системы оценки качества начального общего образования образовательного учреждения?
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные подходы к оценке качества общего образования целесообразно рассмотреть прежде всего через анализ политикоправовых документов. Так, в Федеральной целевой программе образования на период 2011–2015 гг. определяются следующие важные для нашего исследования показатели:
- «увеличение количества образовательных учреждений, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности;
- расширение возможности объективной оценки качества образования» [9].
В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013/2020 гг. (подпрограмма 3: «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования») по обсуждаемой нами проблеме также определяются следующие важнейшие мероприятия:
- «надежность и технологичность процедур оценки качества образовательных результатов;
- формирование культуры оценки качества образования на уровне регионов;
- создание системы анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях» [9].
1. Качество общего образования в российской школе: по результатам международных исследований / под ред. Г.С. Ковалёва. — М.: Логос, 2006.
2. Концепция общероссийской системы оценки образования / под ред. А.Н. Лейбовича. — М: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2006.
3. Кузнецова М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе. — М.: Вентана-Граф, 2013.
4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — М.: Мозаика-Синтез, 2013.
5. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел: Квалификационные характеристики должностей работников образования / зарегистрировано в Минюсте РФ от 06.10.2011 № 18638. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (в редакции от 31.05.2011) [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/58839553 (дата обращения: 16.05.2014).
6. О разработке показателей эффективности. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2013 № АК-1073/02. — М., 2013.
7. О реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р. Приказ Российской Федерации от 29.08.2013 № 1011.– М., 2013.
8. О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 329 [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.pravo.ru/document/view/32848678/37996752/ (дата обращения: 16.05.2014).
9. Развитие образования на 2013–2020 гг. Государственная программа Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/70379634/ (дата обращения: 06.06.2014).