ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧНЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ (ЛЕКЦИЯ 2)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Мы продолжаем публиковать лекции по новой дисциплине для бакалавриата «Экономика управления персоналом». В статье рассматриваются теоретические основы формирования экономичных и эффективных систем управления персоналом организации, в том числе: целеполагание и принципы формирования целей организации и системы управления персоналом, формирование функций системы управления персоналом, их классификация на примере одной из подсистем системы управления персоналом.

Ключевые слова:
система управления персоналом, целеполагание, принципы формирования, классификация функций системы управления персоналом.
Текст

1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Целью организации являются конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых она хотела бы достигнуть. Выработка цели организации — задача достаточно сложная и трудоемкая, предполагающая использование метода дерева целей. Как правило, выделяются генеральная цель и цели более низкого уровня. Генеральная цель в зависимости от ситуации, сложившейся в экономике, на рынке и в самой организации, может меняться. В любом случае всю совокупность целей, исходя из требований функционально-целевой модели системы управления организацией, можно подразделить на следующие виды: экономическая, научно-техническая, производственная, коммерческая, социальная.

Экономическая цель — получение прибыли от реализации продукции или услуг заданного объема и требуемого уровня качества. Научно-техническая цель — обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и услуг, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок при постоянном повышении производительности труда на основе новых технологий. Производственная цель — обеспечение выпуска планового объема продукции и оказания услуг заданного уровня качества и ритмичности производства. Коммерческая цель — обеспечение реализации продукции и услуг, а также результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в заданные сроки. Социальная цель — обеспечение организации кадрами, их эффективного использования, профессионального и социального развития.

Для каждой из этих целей можно построить дерево целей, но это не является задачей нашей лекции. Остановимся подробнее на характеристике социальной цели, для реализации которой и существует система управления персоналом.

Социальную цель принято рассматривать с двух сторон: 1) с позиции администрации организации, которая нанимает работника; 2) с позиции работника, поступающего в организацию. В целях достижения генеральной цели «Обеспечение организации конкурентоспособными кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие» администрация организации определяет цели 1, 2, 3-го и т.д. уровней (рис. 1).

Цели работника, нанимающегося в организацию, подобны целям, приведенным на рис. 1, но формулировка их несколько иная. Так, если администрация организации ставит цели для того, чтобы создать нормальные условия для эффективного использования, профессионального и социального развития персонала, то работник выступает как потребитель этих условий.

Цели 1-го уровня: планирование и маркетинг персонала, наем и учет персонала, организация трудовых отношений, обеспечение нормальных условий труда, обеспечение развития персонала, мотивация и стимулирование персонала, социальное развитие персонала, развитие организационных структур управления, правовое обеспечение управления персоналом, информационное обеспечение управления персоналом.

Список литературы

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. СПб., УЭФ, 2009.

2. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. 3-е изд. доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2014.

3. Кибанов А.Я. «Управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами»: сущность, сходства и различия понятий // Кадровик. 2013. № 8.

4. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Пугачев В.П. Управление персоналом как наука // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2012. № 2.

6. Экономика труда (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. М.: ЭКЗАМЕН, 2002.

7. Экономика труда / Под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова. СПб.: Питер, 2004.

8. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996.

9. Экономика труда: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, Д.Н. Карпухина, Ю.П. Кокина. М.: Экономика, 2009. С. 193.

10. Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. М.: Юристъ, 2002.

11. Экономика труда: Учебно-методическое пособие / Ин-т труда Минтруда России (НИИ труда). М.: Финстатинформ, 2001.

12. Armstrong M. Armstrong’s handbook of human resource management practice / Michael Armstrong. Eleventh ed. 2009.

13. Edvinsson L., Sullivan P. Developing a model for managing intellectual capital // European management journal. 1996. Vol. 14. № 4. P. 356–364.

Войти или Создать
* Забыли пароль?