сотрудник
сотрудник
Россия
сотрудник
сотрудник
Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 68.75 Экономика и организация сельского хозяйства
Государственное регулирование аграрного сектора – один из главных элементов роста эффективности агропромышленного комплекса страны. В статье рассматриваются проблемы использования организационно-экономического механизма для регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации, анализируются вопросы регулирования аграрного сектора в условиях развития цифровизации. Государственное регулирование развития цифровой экономики в отраслях агропромышленного комплекса предполагает проработку нормативно-правовых основ доступа к информации, хранящейся на платформах «интернета вещей», защиту российского сегмента интернета вещей, для этого необходимо создание на территории страны замкнутой сети и решения проблем импортозамещения в условиях нехватки отечественного оборудования. Реализация государственных программ по цифровизации сельского хозяйства будет являться связующим звеном в построении «Цифровой экономики Российской Федерации». В заключение приводятся приоритетные направления совершенствования механизмов государственного регулирования аграрного сектора.
аграрный сектор, международные санкции, сельское хозяйство, государственное регулирование, цифровое сельское хозяйство
Развитие аграрного сектора российской экономики в современных условиях сопровождается высокими рисками [1], которые определяют необходимость активного участия государства в регулировании деятельности сельхозтоваропроизводителей [2]. Целью статьи является выявление основных проблем государственного регулирования аграрного сектора в контексте санкций и развития цифровой экономики.
Сельское хозяйство, как известно, в условиях международных санкций становится одной из движущих сил российской экономики. В этой отрасли внедряются высокими темпами новейшие технологические разработки [3, 4, 5]. А рост производства за последние 5 лет составил 20% [6].
В современном мире информационные технологии проникают во многие отрасли производства, и сельское хозяйство не исключение. Этот процесс двусторонний. С одной стороны, государство желает усилить надзор с помощью цифровых технологий, с другой стороны, бизнес пытается оптимизировать производство с помощью инновационных технологий [7, 8].
Условия, материалы и методы исследования. Государство, как основной институт политической власти в обществе, воздействует на экономические процессы для придания организованного характера деятельности экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов и общественных интересов. Государственное регулирование аграрного сектора заключается в воздействии органов власти на процессы, происходящие в сельском хозяйстве и участвующих в этих процессах лиц [9]. Государственное регулирование включает в себя ряд экономических методов: администрирование, бюджетирование, налогообложение, государственные закупки, прогнозирование, финансирование, кредитование, законодательные ограничения, субсидирование, а также развитие рыночной и социальной инфраструктуры сельских территорий, продвижения региональных брендов сельскохозяйственной продукции и т.п., образующих в совокупности организационно-экономический механизм государственного регулирования аграрного сектора [10, 11, 12].
Анализ и обсуждение результатов исследования.
Сельское хозяйство является отраслью, которая не обладает финансовой самостоятельностью и самодостаточностью. Такое качество отрасли объясняется различными причинами, среди которых выделяются следующие. Во-первых, велика рисковая зависимость используемых ресурсов и производимой продукции от производственно-климатических условий. Во-вторых, отрасль имеет крайне высокую степень "подчиненности" технологическому развитию промышленности, влияющему на функционирование различных производственных структур, т.е. хозяйств, производящих продукцию. В-третьих, для отрасли характерна высокая степень воспроизводственной обособленности и это накладывает соответствующие дополнительные требования на методы реализации производимой товарной продукции. Экономика сельского хозяйства, как правило, наименее приспособлена к финансовому самообеспечению за счет реализации товарной продукции, и это проявляет себя даже в условиях чрезмерно высокого роста цен на продовольственные товары. В-
четвертых, степень финансовой самостоятельности и самодостаточности сельскохозяйственной отрасли имеет сверхвысокую зависимость от потенциала внешних привлечений ресурсов и это определяет жесткие, высокой степени обоснованные правила принятия как производственных, так и экономических решений. Оказание финансовой помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям не должно быть только поощрительным актом, в том числе и со стороны государства. Отрасль является общеэкономически и социально значимой, и оказание любой помощи, а тем более безвозмездной в сфере поддержки, – необходимое условие обеспечения населения той продукцией, которая потребляется им повседневно.
Несмотря на рост доходной и расходной частей бюджета, сельское хозяйство потеряет в финансировании (табл. 1).
1. Балдов Д.В., Суслов С.А. Методика расчета уровня продовольственной безопасности // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 13-26.
2. Жахов Н.В., Шатохин М.В., Кривошлыков В.С., Малахов А.В. Государственная поддержка как фактор устойчивого финансового состояния сельскохозяйственных предприятий // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 7. С. 21-23.
3. Amirova E.F., Voronkova O.Y., Pyurveeva K.A., Shatalov M.A., Panteleeva T.A., Sorokina O.A. Functioning of agroindustrial complex in the conditions of digital economy // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 12. С. 586-594.
4. Газетдинов Ш.М. Газетдинов М.Х., Семичева О.С. Предпосылки формирование территориальных систем в условиях модернизации экономики // Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России . – М.: Издательство Российской академии предпринимательства, 2016. С 37-44.
5. Воротников И.Л., Нейфельд В.В. Эффективность применения цифровых технологий в управлении земельными ресурсами муниципальных образований Саратовской области // Аграрный научный журнал. 2018. №6. С. 76-81.
6. Закирова Ф.Н., Амирова Э.Ф. Аспекты улучшения экономической ситуации в России после введения санкций // Перспективы устойчивого развития АПК: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Омск: Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2017. С.491-494.
7. Буньковский Д.В. Методы минимизации рисков предприятия / Д.В. Буньковский // Вопросы управления. 2018. № 5 (35). С. 125-129.
8. Амирова Э.Ф. Оптимизация экономических показателей предприятий зернопродуктового подкомплекса // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2008. Т. 3. №3(9). С. 11-14.
9. Захарова Г.П., Амирова Э.Ф. Государственное регулирование рынка зерна в условиях импортозамещения // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2015. – № 3 (37). – С. 9-11.
10. Гатина Ф.Ф. Система факторов распределения инвестиционных ресурсов в отраслях АПК // Устойчивое развитие сельского хозяйства в условиях глобальных рисков /Материалы научно-практической конференции. – Казань: Изд-во Казанского ГАУ. 2016. 608 с.
11. Губанова Е.В., Полищук А.П. Глава 5. Оценка возможности и эффективности реализации инвестиционных проектов развития сельскохозяйственного производства при различных условиях кредитования и государственной поддержки // Направления и механизмы повышения эффективности управления развитием организаций, отраслей, регионов. Монография // Под общей редакцией В.В. Бондаренко, Т.В. Харитоновой, Е.М. Щербакова, О.А. Павловой. Пенза, 2017. С. 128-139.
12. Ибрагимов Л.Г., Сафиуллин И.Н., Амирова Э.Ф. Основные проблемы проведения кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на примере Республики Татарстан // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2018. Т. 13. № 3 (50). С. 116-121.
13. Захарова Г.П., Амирова Э.Ф., Методические основы организационно-экономического механизма зернопродуктовых систем // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2015. Т. 10. № 3 (37). С.9-11.
14. Кириллова О.В. Проблемы в системе импортозамещения в России // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2017. Т. 12. № 3 (45). С. 120-123.
15. Амирова Э.Ф. Функционирование зернопродуктового подкомплекса в условиях продовольственного эмбарго // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2018. Т. 13. № 1 (48). С.147-151.
16. Сафиуллин И.Н. Оптимизация размещения сельскохозяйственного производства как фактор повышения продовольственного обеспечения // Продовольственное обеспечение и развитие сельского хозяйства в условиях ВТО: Материалы Международной научно-практической конференции. Казань: Изд-во Казанского ГАУ, 2013. – С.92-94.
17. Серебрякова М. Неопределенность в сельском хозяйстве: региональный аспект / Международный сельскохозяйственный журнал. – 2017. – №3. – С. 23-27.
18. Amirova E.F., Petrova L.I., Ziuzya E.V., Sleptsov V.V., Krishtaleva T.I., Kuznetsova M.V. Import substitution as an economic incentive mechanism for Russian commodity producers // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2019. Т. 10. № 2. С. 926-931.
19. Захарова Г.П. Стратегические векторы развития аграрного сектора РФ / Г.П. Захарова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2019. – № 2 (53). – С. 139-143.
20. Osadchy E.A., Akhmetshin E.M., Amirova E.F., Bochkareva T.N., Gazizyanova Yu.Yu., Yumashev A.V. Financial Statements of a Company as an Information Base for Decision-Making in a Transforming Economy // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 2. С. 339-350.