сотрудник
, Россия
сотрудник
, Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 68.75 Экономика и организация сельского хозяйства
Грантовая поддержка является основным видом государственной поддержки развития крестьянского (фермерского) хозяйства в Красноярском крае. С 2012 года в крае ежегодно проводятся конкурсы на предоставление грантов начинающим фермерам и на развитие семейных животноводческих ферм. Анализ динамики распределения грантов по муниципальным районам и зонам за период с 2012 по 2017 годы показал, что 34,2% (284) К(Ф)Х от общего числа, получили гранты, это высокий показатель в масштабах СФО. Объем финансирования по обоим направлениям составил 846,9 млн рублей. В результате чего было создано 840 новых рабочих мест. Проведенный анализ эффективности использования грантов за период 2012-2017 годы свидетельствует о том, что большинство К(Ф)Х, которые получили гранты, не выполнили свои обязательства в полном объеме. Так, показатель, характеризующий экономическую эффективность получателей государственной поддержки, прирост производства сельскохозяйственной продукции, по направлению производство молока (67 грантов) показывает высокоэффективное, производство овощей (17 грантов) – эффективное, а производство мяса (134 гранта) показывает не эффективное (отрицательное) использование средств грантовой поддержки. Поэтому сельское хозяйство края по некоторым видам продукции к 2020 году может не достичь тех прогнозных значений, которые определенны краевой государственной программой при существующих тенденциях. В связи с чем необходима корректировка по перераспределению грантовой поддержки по приоритетным направлениям и определение минимальных объемов производства продукции по каждому направлению выдачи грантов в соответствии со сложившимся по производству сельскохозяйственной продукции в крае. Для оценки эффективности государственной поддержки в области социальной ответственности К(Ф)Х целесообразно вести статистику по созданию новых постоянных рабочих мест и сохранение их в течение всего срока, определенных соглашениями (договорами).
крестьянское (фермерское) хозяйство, грант, эффективность, прогноз, оценка, критерий, финансирование
Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе является важным фактором повышения доходов и уровня жизни сельского населения, обеспечения занятости, устойчивого развития сельских территорий Красноярского края. Малые формы хозяйствования, представленные крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, являются неотъемлемой частью аграрного сектора экономики Красноярского края, которые работают на принципах предпринимательства и рыночных отношений [1]. Они обладают характеристиками, особенностями, что делает каждое хозяйство уникальным. Особенно велика их роль в сельских поселениях, где отсутствуют или расположены нерентабельные сельскохозяйственные организации [2]. Одним из основных базовых принципов создания и обеспечения эффективного функционирования К(Ф)Х является инновационная активность. Она заключается в том, что масштабы их производства не позволяют конкурировать по показателю себестоимости производимой сельскохозяйственной продукции со средними и крупными хозяйствами, однако они имеют преимущества, которые обеспечиваются опережающим инновационным развитием [3]. Для того чтобы быть конкурентоспособным не только на региональных, но и на межрегиональных рынках, К(Ф)Х должны успешно решать следующие задачи:
– использовать инновационные технологии в производстве, переработке и реализации произведенной продукции;
– рационально и эффективно использовать и развивать имеющиеся производственные мощности;
– обеспечивать оптимальную занятость, как членов крестьянского хозяйства, так и местного населения [4].
Все это делает К(Ф)Х потенциально более активными из сельхозтоваропроизводителей в области инноваций, что требует существенных инвестиций, притом, что уровень рентабельности производства сельскохозяйственной продукции уступает аналогичному показателю средних и крупных хозяйств [5]. В соответствии с государственной программой Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы», именно гранты, выдаваемые государством на развитие и поддержку сельскохозяйственной отрасли, способны обеспечить правильное развитие сельского хозяйства региона основными потребительскими товарами [6]. Поэтому государственная поддержка К(Ф)Х является основным и единственным доступным источником финансирования инновационных проектов [7]. Понимая значимость роли фермерства в социально-экономическом развитии сельских территорий и обеспечение продовольственной безопасности Красноярского края, правительство края ведет системную работу по поддержке К(Ф)Х.
Так, постановлениями Правительства Красноярского края в 2014 году был определен порядок предоставления грантов начинающим фермерам на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства и главам К(Ф)Х на развитие семейных животноводческих ферм [8,9].
Однако в выше перечисленных документах, на наш взгляд, отсутствует связь грантовой поддержки с комплексным планом реализации инновационного развития АПК Красноярского края [10,11]. Именно это предопределило актуальность выбранной темы исследования, цель которого – определить степень влияния выданных грантов крестьянско-фермерским хозяйствам на прирост производства продукции сельского хозяйства в крае, таких как молоко, мясо (скот и птица) и овощи за период с 2012 по 2017 гг.
Условия, материалы и методы исследований. Объектом исследования является государственная поддержка крестьянско-фермерских хозяйств в виде грантов за период с 2012 по 2017 годы, а так же тенденции и факторы, влияющие на развитие производства сельскохозяйственной продукции в Красноярском крае. Исследования проводились в ООО «Информационно-консультационный центр «Енисей», основанного на базе Красноярского государственного аграрного университета г. Красноярск. При проведении исследования применялись системный и сравнительный, аналитический и экономико-статистический анализы. Математическую и статистическую обработку данных проводили с помощью общепринятых методик экономического анализа.
1. Шатова, А.В. Современное состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России / А.В. Шатова // Региональные проблемы развития малого агробизнеса: сборник статей Международной научно-практической конференции МНИЦ ПГСХА. – Пенза: РИО ПГСХА, 2015. – С. 12–16.
2. Latruffe L. Subsidies and Technical Efficiency in Agriculture: Evidence from European Dairy Farms / L. Latruffe, B.E. Bravo-Ureta, A.Carpentier, Y.Desjeux, V.H. Moreira // American Journal of Agricultural Economics. – 2017. – № 3 (99). – P.783–799. – Available at: https://doi.org/10.1093/ajae/aaw077
3. Kuldeep S. Financial determinants of cash holding levels: An analysis of Indian agricultural enterprises / S. Kuldeep, M. Misra // Agricultural Economics. – 2019. – № 65 (5). – P. 240-248. – Available at: https://doi.org/10.17221/240/2018-AGRICECON
4. Kostov P. Effect of family labour on output of farms in selected EU Member States: a non-parametric quantile regression approach / P. Kostov, S. Davidova, A. Bailey // European Review of Agricultural Economics. – 2018.–№45(3).–P.367–395.Available at: https://doi.org/10.1093/erae/jbx036
5. Рассыпнова, Ю.Ю. Проблемы и направления развития малого агробизнеса / Ю.Ю. Рассыпнова // Региональные проблемы развития малого агробизнеса: сборник статей Международной научно-практической конференции МНИЦ ПГСХА. – Пенза: РИО ПГСХА. – 2015. – С. 112–115.
6. Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы: постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 506-п [Электронный ресурс] // Красноярский край: [сайт офиц. интерн.-портал правовой информации]. – Режим доступа: http://www.zakon.krskstate.ru/0/doc/16064 (дата обращения: 16.01.2019).
7. Бондин, И.А. Направления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей / И.А. Бондин, Н.Н. Бондина // Региональная экономика: теория и практика. – 2014. – № 28(355). – С. 48–54.
8. Об утверждении Порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство, в том числе порядка проведения конкурсного отбора, критериев отбора начинающих фермеров, порядка принятия решения о предоставлении грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, перечня, форм и сроков представления и рассмотрения документов, необходимых для их получения, порядка возврата средств государственной поддержки начинающего фермера в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, а также перечня документов, подтверждающих целевое использование гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство: постановление Правительства Красноярского края от 05.05.2014 № 183-п [Электронный ресурс] // Красноярский край: [сайт офиц. интерн.-портал правовой информации]. – Режим доступа: http://www.zakon.krskstate.ru/0/doc/23577 (дата обращения: 23.01.2019).
9. Об утверждении Порядка предоставления главам крестьянских (фермерских) хозяйств грантов на развитие семейных животноводческих ферм, условий участия в конкурсном отборе, направлений расходования грантов на развитие семейных животноводческих ферм, в том числе порядка проведения конкурсного отбора, критериев отбора глав крестьянских (фермерских) хозяйств, порядка принятия решения о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм, перечня, форм и сроков представления и рассмотрения документов, необходимых для их получения, порядка представления отчетности, а также форм, способа и сроков ее представления, перечня документов, подтверждающих целевое использование гранта на развитие семейных животноводческих ферм, порядка возврата грантов в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении [Электронный ресурс] : постановление Правительства Красноярского края от 22.04.2014 №155-п // Красноярский край: [сайт офиц. интерн.-портал правовой информации]. – Режим доступа: http://www.zakon.krskstate.ru/0/doc/51789 (дата обращения: 23.01.2019).
10. Печенкин В. Г. Методические аспекты оценки эффективности государственного субсидирования / В.Г. Печенкин // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2010. – № 2. – С. 21-23.
11. Методические подходы к оценке эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных производителей / В.Я. Узун, Е.А. Гатаулина . – М. – 2010. – 57 с.
12. Войку И.П. Оценка эффективности грантовой поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм в Псковской области / И.П. Войку // Региональные проблемы развития малого агробизнеса: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции МНИЦ ПГАУ. – Пенза: РИО ПГАУ. – 2018. – С. 17–28.
13. Агропромышленный комплекс Красноярского края в 2011-2015 гг. – Красноярск, 2016. – 218 с.
14. Агропромышленный комплекс Красноярского края в 2016 г. – Красноярск, 2017. – 200 с.
15. Агропромышленный комплекс Красноярского края в 2017 г. – Красноярск, 2018. – 198 с.