Выявлена необходимость чётко формулировать требования к учебным организациям, осуществляющим профессиональное обучение обслуживающего персонала пассажирских канатных дорог (ПКД) и предаттестационную подготовку специалистов по промышленной безопасности канатных дорог. Представлена «модель работника ПКД». Она отражает квалификацию и профессиональный уровень работника, его интеллектуальный потенциал, необходимые в современных условиях с учётом требований органов Ростехнадзора. Выявлены перспективы применения дистанционных методов обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий, позволяющие существенно сократить издержки на подготовку специалистов. Таким образом, время обучения может быть распределено более целесообразно, повышается эффективность формирования профессиональных компетенций. Предложена и проанализирована программа «Инфоресурс-Аттестация», обладающая рядом конкурентных преимуществ. В частности, с её помощью проходить предаттестационную подготовку могут специалисты предприятий, территориально удалённых от учебного центра. При этом работать с программой можно в любое время, используя любое устройство (ноутбук, планшетный ПК, смартфон и др.). Уровень усвоения учебного материала повышается. Этому способствуют возможность регулярно общаться с тьютором или методистом (мобильная связь, электронная почта) и соответствующий контроль. Таким образом сокращается время обучения без отрыва от производства и существенно снижается его стоимость.
персонал пассажирской канатной дороги, предаттестационная подготовка, программа «Инфоресурс-Аттестация», канатная дорога, обучение персонала.
Введение. В XXI веке в России интенсивно развивается подвесной канатный транспорт. За последние 15 лет было введено в эксплуатацию более 110 пассажирских канатных дорог (ПКД), а в 2011–2014 гг. только в Красной Поляне, Домбае, Архызе, Приэльбрусье их построено около 100. В России функционируют маятниковые и кольцевые дороги с неотцепляемым подвижным составом. В то же время строятся и эксплуатируются современные высокоскоростные канатные дороги с отцепляемым подвижным составом протяжённостью до 10 км. Их пропускная способность — до 6 тысяч пассажиров в час, скорость перемещения — до 12 м/с. На очереди — использование мобильных дорог в труднопроходимой горной местности и комфортабельного канатного транспорта (канатного метро) в условиях современных мегаполисов.
Федеральное законодательство относит канатные дороги к третьему классу опасных производственных объектов [1]. В наши дни широко внедряются канатные дороги нового поколения — более совершенные по конструкции, управлению и обслуживанию. При этом многократно возрастает ответственность за их безопасную эксплуатацию и, соответственно, требования к профессиональной подготовке обслуживающего персонала и к предаттестационной подготовке специалистов, эксплуатирующих ПКД.
В сложившейся ситуации необходимо сформулировать чёткие требования к учебным организациям, осуществляющим профессиональное обучение обслуживающего персонала ПКД и предаттестационную подготовку специалистов по промышленной безопасности канатных дорог. В частности, следует определить содержание соответствующих учебных программ, включая производственное обучение. Важно уделить особое внимание используемым при обучении наглядным пособиям и оборудованию, форме и технологиям подготовки.
1. О промышленной безопасности опасных производственных объектов : федер. закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ : [в ред., вступающей в силу с 01.01.2014]. — 15-е изд., с изм. — Москва : ЗАО «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности», 2014. — 48 с.
2. ПБ 10-559-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог» [Электрон. ресурс] / Федер. горн. и пром. надзор России (Гос-гортехнадзор России) ; Федер. гос. унитар. предприятие «Науч.-техн. центр по безопасности в пром-сти Госгортехнадзора России» // Б-ка ГОСТов и нормативов ohranatruda.ru. — Режим доступа:http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/11/11691/index.php (дата обращения: 30.06.2014).
3. Котельников, В. С. Системный подход к подготовке специалистов по подъёмным соору-жениям : учеб. пособие / В. С. Котельников, Л. В. Стоцкая ; Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. — Новочер-касск : УПЦ «Набла» Юж.-Рос. гос. техн. ун-та (НПИ), 2005. — 60 с.
4. Гонтаренко, А. Ф. Профессиональная подготовка и переподготовка рабочих кадров для обслуживания опасных производственных объектов / А. Ф. Гонтаренко, Е. В. Кловач, О. Г. Садокова // Безопасность труда в пром-сти. — 2005. — № 10. — С. 18–21.
5. О внесении изменений в Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённое приказом Федеральной службы по экологическому, тех-нологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. № 37 : [Приказ Ростехнадзора от 06.12.2013 № 591] // Рос. газ. — 2014. — № 68. — 26 марта.
6. План мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления гос. услуг, оказываемых Ростехнадзором [Электрон. ресурс] : [утв. распоряжением Правительства РФ от 02.08.2011 № 1371-р] // Рос. газ. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/08/10/meropriyatiya-site-dok.html (дата обращения: 30.06.2014).
7. О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологиче-скому и атомному надзору от 6 апреля 2012 г. № 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» [Электрон. ресурс] : Приказ Ростехнадзора от 03.03.2014 № 85 // Консультант плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_160512/ (дата обращения: 30.06.2014).