ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТООФОРМЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА — БИЛИНГВА: КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется текстооформляющая деятельность будущих учителей русского языка — билингвов коми-пермяков с позиции когнитивной науки. Актуальность исследования состоит в том, что в условиях учебного русско-коми-пермяцкого дискурса педагогического вуза сделана попытка соотнести ошибки-маркеры как следствия интерференции коми-пермяцкого и русского языков в текстах студенческих диктантов и когнитивные действия, отвечающие за оформление русской письменной речи. Целью исследования является получение эмпирических данных, проясняющих взаимосвязь когнитивного и коммуникативного потенциалов билингвальной личности в текстооформляющей деятельности на русском языке. Выводы: для билингвальной личности формирование умений тексто-оформляющей деятельности, безусловно, базируется на когнитивном основании. Текст на русском языке демонстрирует осуществление согласованности и координации когнитивно-коммуникативных действий в ситуации интерференции родного и русского языков.

Ключевые слова:
русский язык, когнитивная операция, текстооформляющая деятельность, коми-пермяцко-русский билингвизм
Список литературы

1. Дейкина А.Д. Когнитивные тактики в общей стратегии обучения русскому языку //Стратегии развития методики преподавания русского языка в условиях реализации современных образовательных стандартов: сб. статей. М.: ФОРУМ, 2015. С.19-23.

2. Дейкина А.Д. Системный подход и когнитивные тактики в преподавании русского языка //Acta Rossica Tyrnaviensis II. Zbornik studii Katedry rusistiky Filozofickey fakulty Univerziti SV. Cyrila a Metoda v Trnave: сб. статей. Tribun EV. 2016. C.12-18.

3. Дейкина А.Д., Скрябина О.А. О когнитивной составляющей в формировании языковых и речевых умений учащихся // Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные подходы и технологии: материалы Междунар. науч. практ. конф. (Казанский федеральный. унт, 4 – 6 октября 2016 г.): сб. статей. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. 117 – 121.

4. Дейкина А.Д., Скрябина О.А. От готовности мысли к формированию языкового и речевого действия // Известия Южного Федерального университета. Филологические науки. Изд-во: Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону). 2017. № 4. С. 206-212.

5. Коми-пермяцкий язык: учебник для высших учебных заведений / В.И. Лыткин [и др.]. Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1962. 336 с.

6. Меркулов И. П. Когнитивная эволюция. М.: РОССПЭН, 1999. 310 с.

7. Одинцова И. В. Когнитивная лингводидактика в ряду других когнитивных наук // Мир русского слова. 2017. №4. С. 80-86.

8. Скрябина О.А. Когнитивно-коммуникативный подход в обучении правописанию как текстооформляющей деятельности. [Текст]: дис. …д-ра пед. наук: 13.00.02. Москва, 2010. 463 с.

9. Табаченко Т. С. Оптимизация профессиональной подготовки студентов-филологов по методике преподавания русского языка на основе процессуально-когнитивного подхода [Текст]: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. Москва, 2007. – 438с.

10. Туркулец А. В. Когнитивные действия субъекта //Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Т. 2. № 2 (22). 2015. С. 64-71.

11. Цыпанов Е.А. Видза олан, коми кыв!: учебник коми языка для взрослых. Сыктывкар: ООО «Издательство «Кола», 2015. 352 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?