Статья посвящена проблеме локального правотворчества в государственных медицинских учреждениях в России, вопросам правовых отношений между государственной властью и медицинскими учреждениями, обоснованию конкретных предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование организационной и правовой основы деятельности медицинских учреждений, четкую регламентацию работы медицинского учреждения соответствующими локальными правовыми актами в целях соблюдения прав пациента при оказании медицинской помощи.Особое внимание уделяется разработке и изданию локальных правовых актов, обозначены ключевые нарушения. Определены субъекты правотворчества, понятие и виды локальных правовых актов в деятельности государственных медицинских учреждений, основания возникновения, а также значение локальных правовых актов как документов децентрализованного саморегулирования в структуре действующих в стране правовых регуляторов. Даны отдельные практические рекомендации по разработке локальных правовых актов, направленных на совершенствование организационно-правовой основы обеспечения деятельности медицинских учреждений.
Локальный правовой акт, медицинские учреждения, медицинская деятельность, устав медицинского учреждения, положения, правила, приказы,систематизация,централизация, правотворчество, децентрализация.
В современных условиях система государственного здравоохранения выполняет возложенные на нее функциипрежде всего за счет финансирования и должного управления. Именно за счет управления государственная система обеспечения населения медицинской помощью приобретает упорядоченность, системность и эффективность, способствующие наиболее полной реализации возложенных на нее задач. В основе управления лежит нормативно-правовая база, определяющая правовое положение органов, учреждений и должностных лиц в сфере здравоохранения, в том числе государственных медицинских учреждений,непосредственно оказывающих медицинскую помощь населению. Именно государственные медицинские учреждения обеспечивают своевременное лечение больных, проводят диагностические и профилактические процедуры.
Основополагающие нормы, определяющие правовой статус учреждения, содержатся в Гражданском кодексе РФ, который признает учреждением унитарную некоммерческую организацию, созданную собственникомдля осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 12321). Государственные и муниципальные учреждения являются некоммерческими унитарными организациями. Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным.
В массиве нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере здравоохранения, значительный вес имеют локальные правовыеакты медицинских учреждений.
Правовое регулирование общественных отношений обеспечивается как на уровне централизованного государственного регулирования в форме федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов, актов субъектов РФ, министерств и ведомств, органов государственной власти и управления, так и путем принятия локальных нормативных актов, действующих в рамках отдельно взятого юридического лица.
В результате этого формируется целостная система регулирования общественных отношений, в которой общие правовые нормы дополняются и детализируются локальными нормами и механизмами, обеспечивающими их реализацию на уровне юридического лица любой формы собственности.
Значение локальных правовых актов медицинских учреждений возрастает в связи с приданием последним большей автономии в современных условиях, возможности самостоятельно решать многие вопросы, касающиеся регламентации медицинской и экономической деятельности. Они принимаются вмедицинских учреждениях как первичных структурных ячейках.
Система правовых актов Российской Федерации представляет собой сложную, разветвленную, иерархически соподчиненную структуру юридических документов, вершина которой – Конституция. Локальные правовые актыкак специфические документы децентрализованного саморегулированиямедицинского учреждения занимают особое место в структуре действующих в стране правовых регуляторов,подчиняясь общим системообразующим правовым принципам, являются неотъемлемой и необходимой составной частью нормативно-правовой системы Российской Федерации, обеспечивают ее структурную целостность и функциональную результативность.Этими актами регулируется решение множества организационных, трудовых, финансовых и иных вопросов, в которых отражается характер выполняемой деятельности медицинского учреждения — оказание услуг, выполнение социальных, учебных и иных функций.Фактически, находясь на одной из нижних ступеней иерархической лестницы юридических документов, именно они способствуют достижению оптимального баланса между централизованным и децентрализованным управлением. Локальное регулирование призвано объединить, с одной стороны, элементыобщегосударственного централизованного регулирования медицинской деятельности и, с другой стороны, деятельность разного рода медицинских организаций, учреждений по самостоятельному решению внутриорганизационных вопросов.
1. Антонова Л. И. Вопросы теории локального правового регулирования: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1988.
2. Власенко Н. А. Конкретизация в праве: методологические основы исследования // Журнал российского права. 2014. № 7.
3. Власенко Н. А. Теория государства и права: учеб. пособие. 2-е изд. М., 2011.
4. Конкретизация законодательства как технико-юридический прием нормотворческой, интерпретационной, правоприменительной практики: матер. Междунар. симпозиума (Геленджик, 27—28 сентября 2007 г.) / под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2008.
5. Куренной А. М. Трудовое право: на пути к рынку. М., 1997.
6. Маленко Т. В. Локальный нормативный акт в системе объектов правового мониторинга // Журнал российского права. 2010. № 1.
7. Наумова Р. Л., Суняева Ю. Ю. Приказ и деловое письмо: требования к оформлению и образцы документов согласно ГОСТ Р 6.30-2003. М., 2008.
8. Николаева Н. Е. Локальные нормативные акты для бухгалтера медицинского учреждения // Бухучет в здравоохранении. 2010. № 6.
9. Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 2. 3-е изд. М., 2007.
10. О проекте федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права. 2013. № 3.
11. Тихомиров Ю. А. Юрист в организации: учеб.-практ. пособие. М., 2009.
12. Толкунова В. Н., Гусов К. Н. Трудовое право России. М., 2004.