This article focuses on problem of local lawmaking at state governmental establishments in Russia, questions of legal relations between state and public health institutions, justification of specific proposals and recommendations, that aimed to improving institutional and legal framework of public health institutions, clear regulation of the public health institutions with the relevant local regulations in order the rights of the patient. Particular attention is given to the development and publication of local legal acts, and the key violations are also highlighted here. Particular attention is paid to the development and publication of local legal acts, key violations have been outlined. Subjects of law-making, the concept and types of local legal acts in the activities of public health institutions, the grounds of origin, as well as the importance of local legal acts as instruments of decentralized self-regulation in a structure operating in the country of legal regulators are identified. Some practical recommendations for the development of local regulations aimed on improving the organizational and legal bases of maintenance of health service are given.
Local legal act, public health institutions, medical activities, charter of public health institutions, regulations, rules, orders, ordering, centralization, law-making, decentralization.
В современных условиях система государственного здравоохранения выполняет возложенные на нее функциипрежде всего за счет финансирования и должного управления. Именно за счет управления государственная система обеспечения населения медицинской помощью приобретает упорядоченность, системность и эффективность, способствующие наиболее полной реализации возложенных на нее задач. В основе управления лежит нормативно-правовая база, определяющая правовое положение органов, учреждений и должностных лиц в сфере здравоохранения, в том числе государственных медицинских учреждений,непосредственно оказывающих медицинскую помощь населению. Именно государственные медицинские учреждения обеспечивают своевременное лечение больных, проводят диагностические и профилактические процедуры.
Основополагающие нормы, определяющие правовой статус учреждения, содержатся в Гражданском кодексе РФ, который признает учреждением унитарную некоммерческую организацию, созданную собственникомдля осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 12321). Государственные и муниципальные учреждения являются некоммерческими унитарными организациями. Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным.
В массиве нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере здравоохранения, значительный вес имеют локальные правовыеакты медицинских учреждений.
Правовое регулирование общественных отношений обеспечивается как на уровне централизованного государственного регулирования в форме федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов, актов субъектов РФ, министерств и ведомств, органов государственной власти и управления, так и путем принятия локальных нормативных актов, действующих в рамках отдельно взятого юридического лица.
В результате этого формируется целостная система регулирования общественных отношений, в которой общие правовые нормы дополняются и детализируются локальными нормами и механизмами, обеспечивающими их реализацию на уровне юридического лица любой формы собственности.
Значение локальных правовых актов медицинских учреждений возрастает в связи с приданием последним большей автономии в современных условиях, возможности самостоятельно решать многие вопросы, касающиеся регламентации медицинской и экономической деятельности. Они принимаются вмедицинских учреждениях как первичных структурных ячейках.
Система правовых актов Российской Федерации представляет собой сложную, разветвленную, иерархически соподчиненную структуру юридических документов, вершина которой – Конституция. Локальные правовые актыкак специфические документы децентрализованного саморегулированиямедицинского учреждения занимают особое место в структуре действующих в стране правовых регуляторов,подчиняясь общим системообразующим правовым принципам, являются неотъемлемой и необходимой составной частью нормативно-правовой системы Российской Федерации, обеспечивают ее структурную целостность и функциональную результативность.Этими актами регулируется решение множества организационных, трудовых, финансовых и иных вопросов, в которых отражается характер выполняемой деятельности медицинского учреждения — оказание услуг, выполнение социальных, учебных и иных функций.Фактически, находясь на одной из нижних ступеней иерархической лестницы юридических документов, именно они способствуют достижению оптимального баланса между централизованным и децентрализованным управлением. Локальное регулирование призвано объединить, с одной стороны, элементыобщегосударственного централизованного регулирования медицинской деятельности и, с другой стороны, деятельность разного рода медицинских организаций, учреждений по самостоятельному решению внутриорганизационных вопросов.
1. Antonova L. I. Voprosy teorii lokal´nogo pravovogo regulirovaniya: avtoref. dis.... kand. yurid. nauk. M., 1988.
2. Vlasenko N. A. Konkretizatsiya v prave: metodologicheskie osnovy issledovaniya. Zhurnal rossiyskogo prava. 2014. № 7.
3. Vlasenko N. A. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb. posobie. 2-e izd. M., 2011.
4. Konkretizatsiya zakonodatel´stva kak tekhniko-yuridicheskiy priem normotvorcheskoy, interpretatsionnoy, pravoprimenitel´noy praktiki: mater. Mezhdunar. simpoziuma (Gelendzhik, 27—28 sentyabrya 2007 g.) / pod red. V. M. Baranova. N. Novgorod, 2008.
5. Kurennoy A. M. Trudovoe pravo: na puti k rynku. M., 1997.
6. Malenko T. V. Lokal´nyy normativnyy akt v sisteme ob´´ektov pravovogo monitoringa. Zhurnal rossiyskogo prava. 2010. № 1.
7. Naumova R. L., Sunyaeva Yu. Yu. Prikaz i delovoe pis´mo: trebovaniya k oformleniyu i obraztsy dokumentov soglasno GOST R 6.30-2003. M., 2008.
8. Nikolaeva N. E. Lokal´nye normativnye akty dlya bukhgaltera meditsinskogo uchrezhdeniya. Bukhuchet v zdravookhranenii. 2010. № 6.
9. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava. Akademicheskiy kurs. T. 2. 3-e izd. M., 2007.
10. O proekte federal´nogo zakona «O normativnykh pravovykh aktakh v Rossiyskoy Federatsii». Zhurnal rossiyskogo prava. 2013. № 3.
11. Tikhomirov Yu. A. Yurist v organizatsii: ucheb.-prakt. posobie. M., 2009.
12. Tolkunova V. N., Gusov K. N. Trudovoe pravo Rossii. M., 2004.