Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена анализу соответствия уровня цифровой грамотности населения современному состоянию развития цифровых технологий и перспективным тенденциям мирового и отечественного рынка труда. Актуальность выбранной проблематики объясняется тем, что достигнутый уровень цифровой грамотности населения далеко не всегда отвечает уровню развития современных информационно-коммуникационных технологий. Такое положение дел порождает серьезные конфликты в системе взаимоотношений «человек-цифровая технология», снижающие общую результативность труда и эффективность применения современных технологий. В статье проведён содержательный анализ современного состояния и существующих проблем в достижении сотрудниками отечественных и зарубежных компаний требуемого уровня цифровой грамотности. На основе полученных результатов определены основные причины, повлиявшие на текущее состояние дел. Отмечены новые тренды рынка труда, формируемые как ответная реакция на все более активное проникновение цифровой экономики в социально-экономическую сферу общества. Определены основные проблемы в образовательной сфере, негативно влияющие на недостаточный уровень цифровой грамотности населения страны.
обучение, персонал, потенциал, рынок труда, цифровая грамотность, цифровые технологии
1. DQ Global Standards Report 2019. Common Framework for Digital Literacy, Skills and Readiness. – URL: https://www.dqinstitute.org/wp-content/uploads/2019/10DQGlobalStandards Report2019.pdf (дата обращения: 03.12.2019).
2. Digital skills for life and work. – URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/10/Digital-skills-for-life-and-work_259013e.pdf (дата обращения: 03.12.2019).
3. A Global Framework to Measure Digital Literacy. – URL: http://uis.unesco.org/en/blog/global-framework-measure-digital-literacy (дата обращения: 03.12.2019).
4. Цифровая грамотность. Проект Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий». – URL: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/mindex/program (дата обращения: 13.12.2019).
5. IBM Institute for Business Value — «Facing the storm. Navigating the global skills crisis», 2016. – URL: https://www-935.ibm.com/services/us/gbs/thoughtleadership/skillsstorm/ (дата обращения: 03.12.2019).
6. Skill Shift automation and the future of the workforce. – URL: https://www.mckinsey.com/de/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Deutschland/News/Presse/2018/2018-05-24/Studienreport_MGI_Skill%20Shift_Automation%20and %20future%20of%20the%20workforce_May%202018.ashx (дата обращения: 03.12.2019).
7. Skills for Digital Transformation. – URL: https://www.i17.in.tum.de/uploads/ media/IDT-Survey_Report_2017_final.pdf (дата обращения: 03.12.2019).
8. UNESCO — «Working Group on Education: Digital skills for life and work», 2017. - URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0025/002590/259013e.pdf (дата обращения: 03.12.2019).
9. 20-й Ежегодный Опрос Руководителей крупнейших компаний мира PwC. – URL: http://www.pwc.com/talentchallenge (дата обращения: 03.12.2019).
10. Василенко Н.В., Вахитова Л.Р. Адаптации к цифровой среде жизнедеятельности: формирование цифровых навыков // В книге: Формирование цифровой экономики и промышленности: новые вызовы / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. – 660 с.
11. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 248 с.
12. Исследование «Быть гибким – значит быть устойчивым (2019 Global CEO Outlook)» // KPMG International. – URL: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/ 2019/07/kpmg-global-ceo-outlook-2019.html (дата обращения: 03.12.2019).
13. Колин К.К., Урсул А.Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. – М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. – 300 с.
14. Коновалова В.Г. Компетенции для цифровой экономики: чему учить и чему учиться в ближайшем будущем // Материалы II Международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин». Том 1. – М.: Издательство ГУУ, 2018. – С. 127–134.
15. РАЭК. Экономика Рунета // Цифровая экономика России 2017. – URL: http://raec.ru/upload/files/de-itogi_booklet.pdf (дата обращения: 03.12.2019).
16. Синева Н.Л., Вагин Д.Ю., Исламова Г.И. Исследование проблемы дефицита специалистов с комплексными цифровыми навыками // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – № 4. – С. 1147–1164.
17. Свистунов В.М., Кузина Г.П., Лобачев В.В. Уровень доверия в организации как фактор повышения эффективности внедрения новых технологий менеджмента // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2019. – № 3 (42). – С. 5–14.
18. Сухомлин В.А. Открытая система ИТ-образования как инструмент формирования цифровых навыков человека [Open system of IT-education as a tool for the formation of digital skills] // Стратегические приоритеты. – 2017. – № 1(13). – С. 70–81.
19. Цифровая трансформация в России. – URL: https://drive.google.com/file/d/ 1k9SpULwBFt_kwGyrw08F0ELI49nipFUw/view (дата обращения: 03.12.2019).
20. «Цифровые чемпионы». Глобальное исследование цифровых операций в 2018 г. – URL: https://www.pwc.ru/ru/iot/digital-champions.pdf (дата обращения: 03.12.2019).