РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ, НА ПРИМЕРЕ МАУ «СП № 12»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предмет. Наставничество является ресурсом развития медицинского учреждения и неотъемлемым элементом кадровой политики, средством психологической адаптации и обучения медицинских работников, впервые принятых на работу в учреждение здравоохранения после окончания образовательного учреждения. Его важность обусловлена необходимостью развития профессиональных и личностных качеств члена данного коллектива до определенного уровня для полноценной адаптации к новым условиям работы. Могут быть и другие цели в зависимости от конкретных потребностей и ситуации с использованием внутренних психологических ресурсов врача и пациента, являющиеся основой психологического сопровождения лечебного процесса. Цель — изучение параметров психологических ресурсов субъектов лечебного процесса, способов профессионального развития сотрудников, обеспечения связи поколений, передачи культурных традиций, повышения сплоченности коллектива, усиления мотивации сотрудников. Методология. Индивидуальное, репетиторское обучение, а также групповые формы обучения (семинары, круглые столы, тренинги). Результаты. Наши исследования показали, что полноценная адаптация (как социальная, так и профессиональная) нового работника в коллективе возможна только в системе наставничества. Это также подразумевает повышение личностных качеств и навыков. Кроме того, наставничество должно способствовать и развитию самого учителя, потому что по сути это двухсторонний процесс, в котором наставник и наставляемый обмениваются знаниями и совершенствуют их. Выводы. Ресурсный подход к наставничеству позволяет рассматривать психологические ресурсы субъектов медицинской организации как внутренние основания для полноценной адаптации (как социальной, так и профессиональной), которые имеют направленность общего и специфического порядка.

Ключевые слова:
ресурсный подход при проведении наставничества, социально-психологическая адаптация, этапы наставничества, программа наставничества, психологическая подготовка к медицинской деятельности, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация
Список литературы

1. Гедулянова, Н. С. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии / Н. С. Гедулянова, М. Т. Гедулянов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 2 (71).

2. Грибова, Н. Г. Нужна ли интернатура в подготовке врача / Н. Г. Грибова, Т. Г. Грушева // Информация как двигатель научного прогресса. – 2017. – С. 106–109.

3. Емельянова, Е. В. Наставничество как метод решения проблемы адаптации молодого специалиста медицинского учреждения / Е. В. Емельянова // Вестник науки и образования. – 2018. – № 11 (47).

4. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости в условиях стоматологического муниципального учреждения / А. Ф. Чернавский, И. А. Петров, А. С. Гаврилова, М. А. Чернавский // Проблемы стоматологии. – 2016. – Т. 12, № 3. – С. 107–112.

5. Чернавский, А. Ф. Формирование психологической устойчивости врачей стоматолога МАУ «СП № 12» при оказании медицинских услуг / А. Ф. Чернавский, И. А. Петров, О. Е. Белова // Проблемы стоматологии. – 2016. – Т. 12, № 2. – С. 116–124.

6. Гедулянова, Н. С. Ключевые концепты подготовки кадров по востребованным профессиям и специальностям / Н. С. Гедулянова, М. Т. Гедулянов // Экопотенциал. – 2015. – № 3 (11). – С. 41–45.

7. Трудности в обучении и практической подготовке молодого врача в условиях реформирования российского здравоохранения. пути решения и практический опыт / Н. В. Агранович [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2019. – № 2 (34).

8. «Менторство» как элемент методики работы преподавателя в системе высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / Т. Ю. Цибизова, О. М. Августан, Д. А. Сергеев, С. А. Марданов // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. – Режим доступа : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26646.

9. Жданова, М. Г. Современные условия адаптации молодого врача в медицинской организации / М. Г. Жданова, О. А. Латуха // Journal of Siberian Medical Sciences. – 2015. – № 3.

10. Driscoll, D. Training of residents and fellows: The Mayo Clinic experience / D. Driscoll // Cardiology in the Young. – 2017. – Vol. 26 (8). – P. 1511–1513.

11. Pathways to professionalism? Quality improvement, care pathways, and the interplay of standardisation and clinical autonomy / G. Martin, D. Kocman, T. Stephens, C. Peden, R. Pearse // Sociology of Health & Illness. – 2017. – Vol. 39 (8). – P. 1314–1329.

12. Исхакова, А. Р. Опыт применения инструментов адаптации персонала на примере клиники Мэйо / А. Р. Исхакова // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. – 2019. – С. 103.

13. Шушпанова, Т. Н. Использование многомерной модели наставничества, как ведущего фактора эффективности медицинской организации (на примере огауз «санаторий «красиво») / Т. Н. Шушпанова, К. Д. Шушпанова // Гуманитарный трактат. – 2018. – № 24. – С. 45–48.

14. Развитие системы оценки качества освоения компетенций при изучении пародонтологии на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, А. Ю. Степанова, М. Р. Улыбин // Вестник Уральского государственного медицинского университета. – 2019. – № 2. – С. 46–49.

15. Еловикова, Т. М. Формирование навыков научно-исследовательской работы студентов по терапевтической стоматологии / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, Д. В. Сорокоумова // Актуальные вопросы стоматологии : сборник III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Л. М. Железнова. – 2019. – С. 89–92.

16. Киселёва, И. Н Механизмы эффективности использования кадровых ресурсов в системе здравоохранения / И. Н. Киселева // Управление экономическими системами. – 2019. – № 2. – С. 3.

17. От сертификации к аккредитации: порядок подготовки и допуска медицинских работников к выполнению профессиональных обязанностей на протяжении последних тридцати лет / С. Романов, А. Самойлов, О. Кузнецова, О. Абаева. – Санкт-Петербург : СпецЛит, 2018. – 55 с.

18. Best Practices: Mentoring. United States Office Of Personnel Management [Electronic resource]. – 2008. – URL : http://www.opm.gov/policy-data-oversiqht/traininq-and-development/career-development/bestpractices-mentoring.pdf

19. Different Types Of Business Mentoring Models [Electronic resource]. – URL : http://www.management-mentors.com

20. Francis, L. M. Shifting the shape of mentoring / L. M. Francis // T+D. – 2009. – Vol. 63, Iss. 9. – P. 36–39.

21. Lavin Colky, D. Mentoring in the virtual organization: Keys to building successful schools and businesses / D. Lavin Colky, W. Young // Mentoring & Tutoring. – 2006. – Vol. 14 (4). – P. 433–447.

22. Establishing a Mentoring Program in your Local SHRM. NOVA SHRM & Dulles SHRM [Electronic resource]. – 2020. – URL : http://www.shrm.org

23. Чернавский, А. Ф. Руководство по снижению рисков и повышению качества при оказании стоматологической помощи в медицинских организациях муниципального образования "город Екатеринбург" : учебное пособие / А. Ф. Чернавский, И. В. Русакова, А. Б. Бичун. – Екатеринбург : Тираж, 2019. – 126 с.

24. Стандартизация стоматологической помощи (методические указания) : учебное пособие / И. В. Русакова, А. Ф. Чернавский, О. Ю. Белова, Л. Ю. Неупокоева. – Екатеринбург : Тираж, 2019. – 140 с.

25. Образовательный квест как форма организации учебных занятий ординаторов первого и второго года обучения кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний / А. Ф. Чернавский, И. В. Русакова, С. С. Григорьев [и др.] // Проблемы стоматологии. – 2019. – Т. 15, № 3. – С. 169–176.

26. Chernavsky, A. F., Rusakova, I. V., Grigoriev, S. S. et al. (2019). Obrazovatel'nyy kvest kak forma organizatsii uchebnykh zanyatiy ordinatorov pervogo i vtorogo goda obucheniya kafedry terapevticheskoy stomatologii i propedevtiki stomatologicheskikh zabolevaniy [Educational quest as a form of organization of training sessions for first and second year residents of the Department of therapeutic dentistry and propaedeutics of dental diseases]. Problemy stomatologii [Actual problems in dentistry], 15, 3, 169–176. (In Russ.)


Войти или Создать
* Забыли пароль?