В статье на основе компетентностного и интегративного методологических подходов рассматривается влияние подготовки курсантов к межкультурному взаимодействию на повышение качества профессиональной подготовки будущих офицеров в целом. На занятиях по иностранному языку активно используется проблемный метод, который в условиях строго регламентируемой субординации военного вуза способствует созданию благоприятной для общения атмосферы, раскрепощению обучающихся, проявлению креативности, побуждению к самовыражению и развитию, способности договариваться. Делается вывод о том, что профессиональная языковая подготовка способствует профессионально-личностному становлению и развитию будущих военнослужащих, повышению их уровня готовности к межкультурному взаимодействию.
межкультурное взаимодействие, курсанты военного вуза, обучение иностранному языку, профессиональная языковая подготовка, педагогические технологии
1. Балаховская Ю. И. Ситуационные задачи в обучении иностранному языку курсантов военного вуза // Научный резерв. — 2018. — № 4. — С. 51-55.
2. Барышников Н. В. Формирование профессиональной коммуникативной межкультурной компетенции: обобщение опыта, поиск методических решений // Язык и культура. — 2018. — № 43. — С. 136-147. DOI: 10.17223/19996195/43/9
3. Буровский К.М., Алиев А.А. Особенности подготовки и применения миротворческих подразделений вооруженных сил Российской Федерации // Научный резерв. — 2018. — № 3 (3). — С. 92-97.
4. Гойхман О.Я. Диалог культур // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2017. — Т. 6. — № 1. — С. 5-7. DOI: 10.12737/24163
5. Гойхман О. Я. Особенности современного российского образовательного пространства // Гуманитарные технологии в современном мире: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. – Калининград: Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019, С. 13-15.
6. Гойхман О.Я. Язык в межкультурном взаимодействии // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2017. — Т. 6. — № 5. — С.5-7. DOI: 10.12737/article_59b93cf227d7e9.23736231
7. Костикова Л.П. Межкультурная коммуникация в поликультурной образовательной среде вуза // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2020. — Т. 9. — № 2. — С. 17-22.
8. Костикова Л. П., Чернявская Е. С., Балаховская Ю. И. Профессиональная языковая подготовка адъюнктов военного вуза: формирование научного дискурса // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. – 2019. – № 4. – С. 60-65.
9. Лагутина Е. И., Минко А. А., Круглов С. Н. Применение электронного обучающего ресурса как ответ на вызовы поколения Z для педагогов // Научный резерв. — 2018. — № 4. — С. 61-65.
10. Молочников, С. А., Чернявская, Е. С., Костикова, Л. П. К вопросу о повышении качества профессиональной подготовки курсантов военного вуза // Психолого-педагогический поиск. — 2020. — № 1. — С. 44-50.
11. Плюхина Г. А. Компьютерное моделирование иноязычного речевого акта // Научный резерв. — 2019. — № 1 (5). — С. 90-96.
12. Сысоев П. В. Пересматривая конструкт межкультурной компетенции: обучение межкультурному взаимодействию в условиях «диалога культур» и «не-диалога культур» // Язык и культура. — 2018. — № 43. — С. 261-281. DOI: 10.17223/19996195/43/16
13. Тимофеева Е. В. Влияние речевого поведения преподавателей на формирование и развитие культуры иноязычного общения курсантов // Научный резерв. — 2018. — № 2. — С. 99-104.
14. Филиппов Д.А., Гумелев В.Ю. Совершенствование подготовки офицеров для воинских частей воздушно-десантных войск, планируемых к участию в миротворческих операциях // Научный резерв. — 2019. — № 3 (7). — С. 63-70.
15. Belin A. V., Berendeev M. P, Mikerin A. A., Kotov P. F., Kostikova L. P., Belogurov A.Yu. (2020). Adaptability Issues in Professional Training of the Military. Proceedings of the 4th International Conference on Culture, Education and Economic Development of Modern Society (ICCESE 2020). Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 2020,Vol. 416, рр. 660-663. DOI: https://doi.org/10.2991/assehr.k.200316.144
16. Kostikova L. P., Cherniavskaya E. S., Balakhovskaya Y. I., Zakharchenko O.V. (2019). Analytical and critical thinking skills of cadets and post-graduate students. 19th PCSF Professional Сulture of the Specialist of the Future. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019, Vol. LXXIII, pp. 145-152. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.17
17. Likhomanov K. A., Saveliev M. N., Mochalov V. V., Kostikova L. P., Belogurov A.Yu. (2020). Self-Efficacy Beliefs in Professional Development in the Military School. Proceedings of the 4th International Conference on Culture, Education and Economic Development of Modern Society (ICCESE 2020). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 416, рр. 655-659. DOI: https://doi.org/10.2991/assehr.k.200316.143
18. Shevchenko B.A., Bugrova E.I., Chernyavskaya E.S., Kostikova L.P. (2018). Professional culture of the military: linguistic, communicative and plurilingual skills. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences 18TH PCSF 2018 - Professional Culture of the Specialist of the Future. 2018, Vol. LI, pp. 191-197. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.21