Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Автор обращается к актуальной проблеме синтеза традиционного и электронного обучения и рассматривает один из перспективных форматов обучения в вузе — смешанное обучение. Терминологический анализ выявил аналоги этому обучению: блендет-обучение, микс-обучение, комбинированное обучение, гибридное обучение, интегрированное или веб-расширенное обучение. Суть его заключается в разумном совмещении офлайн- и онлайн-технологий, методов, приемов взаимодействия и инструментария. Методологической основой исследования стали комплексный, интегративно-компетентностный и профессиологический подходы. Обращаясь к многочисленным отечественным и зарубежным исследованиям, автор доказывает неизбежность и популярность этой формы обучения. Описана одна из разновидностей такого подхода — перевернутое обучение. В смешанном обучении в цифровую эпоху наряду с традиционными технологиями активно используются веб-сервисы и площадки, социальные сети, мессенджеры, системы дистанционного обучения, среды для совместной работы, умные контракты и др. В статье обозначены достоинства, проблемы и перспективы концепции смешанного обучения. Одна из острых проблем - онлайн-обучение преподавателей. Министр науки и высшего образования РФ В. Фальков призывает срочно подготовить всех преподавателей на 100%.
смешанное обучение, диджитализация, цифровые технологии, офлайн- и онлайн-обучение
1. Берсин Д. Тренды цифрового обучения (Digital Learning): десять вещей, которые необходимо знать. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edwvb.blogspot.com/ Josh-Bersin-perevorot/hr/top/ (дата обращения: 08.03.2020).
2. Булгакова Н. Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов / Н. Булгакова // Образование. 2018. № 1-2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.poisknews.ru/theme/edu/31969/ (дата обращения: 03.02.2020).
3. Главный тренд российского образования – цифровизация. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/article/1029 (дата обращения: 20.12.2018).
4. Занкова Е.Ю. К вопросу об интеграции традиционного и электронного обучения (e-learning) / Е.Ю. Занкова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2014. №2 – С. 34-39.
5. Зинкевич Е.Р. Инновационно-педагогические технологии в компетентностно-ориентированном образовании: монография /Е.Р. Зинкевич, Л.М. Семенова. СПб.: Издательский центр ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет». 2019. – 104 с.
6. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореферат дис. ... д. п. н. Москва. 2007. – 40 с.
7. Минобрнауки РФ. Прямая линия с В. Фальковым. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://m.minobrnauki.gov.ru/ru/press_center/card/?id_4=2646 (дата обращения 05.06.2020).
8. Может ли онлайн-образование заменить традиционное? Мнения ученых о дистанционном обучении, онлайн-форматах университетских курсов и контроле знаний. [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/point-of-view/155079 (дата обращения 05.06.2020).
9. Навстречу переменам: семь задач цифровизации российского образования. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/trends/education/5d9ccba49a7947d5591e93ee (дата обращения: 19.03.2020).
10. Опрос Минобрнауки РФ и Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4349320 (дата обращения: 19.05.2020).
11. Пирайнен Е.В. Перспективы развития образования в цифровой цивилизации / Е.В. Пирайнен. Материалы XVI Всероссийской научной конференции «Информация–Коммуникация–Общество (ИКО–2019)». СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2019. – С. 244-250.
12. Программа «Цифровая экономика РФ». [Электронный ресурс]. URL: http://www.static.government.ru/media/files/ (дата обращения: 10.03.2019).
13. Пуляевская А. «Перевёрнутое обучение» — активная форма обучения. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://nitforyou.com/flippedclassroom/ (дата обращения: 30.03.2020).
14. Сидоров Г.А. Цифровой университет: применение цифровых технологий в современных образовательных учреждениях // ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО СК ПРЕСС». 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=192831 (дата обращения: 29.03.2020).
15. Семенова Л.М. Цифровизация в современном вузе: реалии и перспективы развития / Л.М. Семенова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». – №4 (41), 2019 ¬ С. 9-14.
16. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения 10.03.2020).
17. Федеральный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 09.03.2019).
18. Цифровизация образования в России и мире // Аккредитация в образовании. 2017. №98. [Электронный ресурс]. URL: http://www.akvobr.ru/cifrovizaciya/obrazovaniya/v/rossii/i (дата обращения: 12.03.2020).
19. Zhadko E., Popova O., Gagarina N. (2019) University brand management in the conditions of education digitalization. 16-th International conference efficiency and responsibility in education. pр.1737-1746.
20. Blended learning, или Почему традиционная система изучения языка больше не работает. [Электронный ресурс]. URL: https://lifehacker.ru/blended-learning/ (дата обращения 14.03.2020).
21. Digital PR: прокачай свою стратегию коммуникаций. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/59b8e3801410c3e87df74e25/digital-pr-prokachai-svoiu-strategiiu-kommunikacii-59ca6dc7168a91c05e041037 (дата обращения 3.06.2020).