МОДЕЛИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ТЕКСТА: ОТ ПОЭТИКИ ЗАГЛАВИЙ К СМЫСЛУ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность проблемы: современные подходы в изучении художественного произведения акцентируют внимание на понятии реконструкции текста, являющейся, по-нашему мнению, частью когнитивного литературоведения. В этом отношении материал прозаического дискурса писателя-историка В. Г. Яна является абсолютно не исследованным ранее в литературно-теоретических кругах, а его специфика представляет собой плодотворную почву для апробации новых подходов в анализе текста. Цель: выявление связи формально-семантических структур художественной целостности произведения, определение потенций категории «заглавие». Методы: герменевтический, культурологический и лингвокультурологичекий, когнитивно-концептуальный, структуральный. Научная новизна: разработан новый альтернативный алгоритм прочтения художественного текста по принципу «от формы - к содержанию, от части - к целому» с дальнейшим выявлением доминантных сюжетообразующих элементов в романной трилогии (романы «Чингиз-хан», «Батый», «К «Последнему морю») В. Г. Яна. Результаты: в ходе разработки исследовательской темы мы пришли к следующим результатам: заглавие - проводник в биографический и художественный (у В. Г. Яна - прозаический) дискурс; анализ заглавий позволяет проследить и выявить специфику функционирования тех или иных индивидуально-авторских концептов в структуре Макроконцепта «Пространство»; поэтика заглавий - ключ к раскрытию новых типов героев: герой-дервиш, герой степи, герой лабиринтного пространства; заглавия - явные выразители пестрого, но менее ощутимого в основном тексте, мотивного спектра в структуре повествования В. Г. Яна. Практическая значимость: материалы данной научной разработки могут быть успешно применены как в аудиторных, так и внеаудиторных занятиях по гуманитарному (филологическому) направлению, как вспомогательная теоретико-методологическая база для анализа текстов аналогичного построения.

Ключевые слова:
поэтика заглавий В. Г. Яна, формально-семантические показатели текста, Макроконцепт «Пространство», герой «степи», герой «лабиринтного пространства», герой-дервиш, прозаический дискурс В. Г. Яна, авторская интенция, концептосфера В. Г. Яна
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Кржижановский С. Д. Поэтика заглавий/ С. Д. Кржижановский // Собр. соч.: в V т., Т.I. - СПБ.: Simposium, 2017. - 387 с

2. Лотман Ю. М. Семиотика кино и киноэстетика/ Ю. М. Лотман. - Таллин.: Александра, 2016. - 92 с

3. Ян В. Г. Чингиз Хан. Батый. К «Последнему морю» / В. Г. Ян // Собр.соч.: В IV т. Т.II-III. - М.: Лабиринт, 2017. - 653 с

4. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения/ Д. С. Лихачев // Вопросы литературы. - М., 1968. - 123 с

5. Хализев Е. В. Теория литературы/ Е. В. Хализев. - М.: Высшая школа, 2015. - 438 с

6. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов/А. Вежбицкая - М.: Наука, 2016. - 287 с

7. Жолковский А. К. Поэтика за чайным столом и другие разборы/ А. К. Жолковский. - М.: Флинта, 2014. - 654 с

8. Маслова В. А. Национальный характер сквозь призму языка/ В. А. Маслова // Монографическое исследование. - М.: Просвещение, 2015. - 147 с

9. Огнева Е. А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста/ Е. А. Огнева. - М.: ЛЕНАНД, 2015. - 196 с

10. Природные стихии в русской словесности - М.: URSS, 2015. - 213 с

11. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ романного текста/ А. Я. Эсалнек // Учебное пособие. - М.: Флинта-наука, 2014. - 168 с


Войти или Создать
* Забыли пароль?