УДК 94 Всеобщая история
Цель: осуществить теоретический анализ понятийного аппарата и механизмов управления брендингом региона. Методы: сравнения, обобщения, наблюдения, системного анализа, группировки данных, теоретического познания, а также метод аналогии и исторический метод. Результаты: На основе анализа накопленного опыта в области экономики, управления и маркетинга региона доказано, что конкурентоспособность российских регионов может быть повышена за счет осуществления эффективного брендинга, способного улучшить имидж и повысить привлекательность региона в глазах инвесторов, местных и потенциальных жителей, высоко квалифицированных специалистов, бизнесменов, туристов. Теоретический анализ понятийного аппарата, структуры и механизмов формирования брендинга региона позволил уточнить определения категорий «бренд региона» и «брендинг региона», а также выявить степень влияния брендинга на лояльность отдельных целевых аудиторий и повышение конкретных параметров конкурентоспособности региона. Также выявлено, что непосредственное использование положительного опыта в развитии территориального брендинга не гарантирует экстраполяции похожих результатов, в силу воздействия как внутренних, так и внешних изменений социально-экономической системы региона. Поэтому работа по развитию, формированию и поддержке бренда территории представляет собой непрерывный процесс, включающий весь функционал современного менеджмента и маркетинга, требующий постоянной корректировки с учетом внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние и развития региона. Научная новизна: в статье произведена систематизация и уточнение терминологии, внесены авторские дополнения к формулировке понятий бренд региона и брендинг региона; выявлены и обоснованы основные специфические сущностные свойства брендинга территории, обосновано его влияние на конкурентоспособность региона. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при исследовании процессов управления брендом российских регионов в современных условиях, а также для формализации роли и места управления брендом региона в системе его стратегического управления территорией.
бренд региона, брендинг региона, конкурентоспособность, маркетинг территории, управление регионом, целевая аудитория, стейкхолдеры
1. Aaker D. Creation of strong brands: transl. from English / 2nd edit. M.: Izdatel’skij dom Grebennikova, - 2008. - 440 p. (in Russian)
2. Anhol’t S., Hil’dret D. America brand: mother of all brands. - M.: Dobraja kniga. - 2010. - 232 p. (in Russian)
3. Bagdasarjan K. A. “Regional competitiveness” and “regional branding”: content analysis, Ekonomika: teorija i praktika. - 2016. - No. 3 (43). - P. 91-96. (in Russian)
4. Vizgalov D. V. Branding of the city. - M.: Institut ekonomiki goroda, - 2011. - 160 p. (in Russian)
5. Gjed T. 4 D Branding: hacking a corporate code of network economy. Spb.: Stokgol’mskaja shkola ekonomiki iv Sankt-Peterburge. - 2002. - 133 p. (in Russian)
6. Getmanova A. V., Kozyr’ N. S. Анализ показателей экономической безопасности региона, Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii. - 2016. - No. 10 (66). - P. 180-183. (in Russian)
7. Dzhuha V. M., Mishhenko K. N. Formation of a profile of competitiveness of the Russian regions, European Social Science Journal. - 2016. - No. 3. - P. 41-46. (in Russian)
8. Kapferer Zh.-N. Brand forever: creation, development, support of value of brand: transl. from English by E. V. Vinogradova; under a general edition of V. N. Domnin. - M.: Vershina, - 2007. - 448 p. (in Russian)
9. Kizim A. A., Tyrtyshnaja M. P. Intelligent transportation systems as factor of effective development of the territories // Ekonomika: teorija i praktika. - 2016. - No. 1 (41). - P. 86-92. (in Russian)
10. Keller K. L., Structuring parameters of a brand, basis of poll of consumers: transl. from English by Kotsyuby N., Brend-menedzhment. - 2010. - No. 1. - P. 36-59. (in Russian)
11. Klifton, R., Simmonz, Dzh. Brands and branding: transl. from English. - M.: Olimp-biznes, - 2008. - 352 p
12. Kotler F. Marketing from A to Z. 80 concepts which each manager has to know. Al’pina Pablisher, - 2015. - 211 p. (in Russian)
13. Kotler F., Asplund K., Rejn I., Hajder D. Marketing of places: investment attraction, the entities, inhabitants and tourists to the cities, communes, regions and the countries of Europe: transl. from English. SPb.: Stokgol’mskaja shkola jekonomiki v Sankt-Peterburge, - 2005. - 371 p. (in Russian)
14. Ljendri Ch. Creative city. - M.: Izdatel’skij dom «Klassika XXI», - 2006. - 400 p. (in Russian)
15. Nikulina O. V., Pokul’ V. O. Marketing loyalty as the key characteristic of an efficiency evaluation of marketing of relations within a regional cluster // Ekonomika i predprinimatel’stvo. - 2014. - No. 5-1 (46-1). - P. 144-148. (in Russian)
16. Porter M. International competition: transl. from English. - M.: Mezhdunarodnye otnoshenija, - 2004. - 896 s. (in Russian)
17. Pleshakova M. V. New strategy of development of regional economy: drivers of growth and economic policy of the South of Russia // Ekonomika: teorija i praktika. - 2016. - No 4 (44). - P. 103-105. (in Russian)
18. Rozhkov I.Ja., Kismereshkin V. T. Brands and images. - M.: «RIP-holding», 2006. 256 p. (in Russian)
19. Savel’ev Ju. V. Management of region competitiveness: from the theory to practice. Institut jekonomiki KarNC RAN. Petrozavodsk: Karel’skij nauchnyj centr RAN. - 2010. - 516 p. (in Russian)
20. Skorobogatyh I. I., Chinjaeva D. A. The comparative analysis of the existing methods of assessment of trademark value, Marketing v Rossii i za rubezhom. - No 4. - 2003. - P. 35-39. (in Russian)
21. Sogomonov A.Ju. Modern city: strategy of identity, Neprikosnovennyj zapas. - 2010. - No. 2 (70). - P. 55-61. (in Russian)
22. Shevchenko I. V., Zhabin V. V. Ways of enhancement of techniques of assessment of the investment climate of regions, Regional’naja jekonomika: teorija i praktika. - 2007. - No. 14. - P. 47-52. (in Russian)
23. Shumpeter I. Theory of economic development. - M.: Progress, - 1982. - 445 p. (in Russian)
24. Anholt S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions / S. Anholt. 1-st edition. Palgrave Macmillan, - 2007. - 160 p
25. Anholt S. Places: Identity, Image and Reputation / S. Anholt. Palgrave Macmillan, - 2009. - 256 p
26. Ashworth G. J. Personality associations as an instrument of place branding: Possibilities and pitfalls. In: G. J. Ashworth and M. Kavaratzis (eds.) Towards Effective Place Brand Management - Branding European Cities and Regions. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing, - 2010. - P. 222-233
27. Dinnie K. Place branding: Overview of an emerging literature / K. Dinnie // Place Branding and Public Diplomacy. - 2004. - No. 1. - Pr. 106-110
28. Go F. Place Branding: Glocal, Virtual and Physical Identities, Constructed, Imagined and Experienced / F. Go, R. Govers. NY: Palgrave Macmillan, - 2009. - 256 p
29. Kavaratzis M., Ashworth G. Place branding: Where do we stand? // Towards effective place brand management branding European cities and regions / Ed. By G. Ashworth, M. Kavaratzis. Cheltenham, UK; Northampton, MA, USA: Edward Elgar. - 2010. - P. 1-14
30. Kotler P., Haider D. H., and Rein I. Marketing Places: Attracting Investment, Industry, and Tourism to Cities, States, and Nations. - New York: The Free Press, - 1993
31. Zenker S., Petersen S., and Anholt A. Development and implementation of the citizen satisfaction index (CSI): Four basic factors of citizens’ satisfaction. Research Papers on Marketing and Retailing 39, - 2009. - P. 1-19
32. Zenker S. and Martin N. Measuring success in place marketing and branding // Place Branding and Public Diplomacy. - 2011. - Vol. 7. - No. 1. - P. 34