Россия
УДК 94 Всеобщая история
Цель: выявление сущностно-содержательных детерминант компетентностного подхода к образованию в сфере культуры. Методы: системного анализа, синтеза, сравнения, обобщения научной информации, моделирования социокультурных процессов и явлений, опроса, наблюдения, а также метод экспертных оценок, изучения педагогического опыта, документации и результатов художественно-творческой деятельности учащихся. Результаты: на основе анализа научной педагогической и культурологической литературы, статистической информации и практики деятельности учреждений образования и культуры выявлены традиции подготовки национальных кадров со средним специальным образованием в сфере культуры; сформулированы проблемы развития системы среднего специального образования в сфере культуры; определена сущность компетентностного подхода как методологического основания для модернизации образования в сфере культуры Республики Беларусь; выявлены принципы формирования социально-профессиональной компетентности выпускников учреждений среднего специально образования сферы культуры; определена креативность как важнейшая ключевая компетентность специалиста сферы культуры. Научная новизна: в статье впервые на основе представленных методов показаны способы внедрения компетентностного подхода в национальную систему образования в сфере культуры. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в исследовательской и практической педагогической деятельности в области культуры и искусства при решении проблемы научно-методического обеспечения содержания образования.
система образования в сфере культуры, компетентностный подход к образованию, учреждения образования в сфере культуры, среднее специальное образование в сфере культуры, содержание образовательного процесса
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г. № 243-3. Минск: Амалфея, 2011. 496 с
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании/Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов Моск. гос. ин-та стали и сплавов (Технол. ун-та), сектор гуманизации образования. М.: ИЦПКПС, 2004. 38 с
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42
4. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 85 с
5. Селезнева Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. Изд. 4-е, стереотипное. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 95 с
6. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. М.: Высшее образование сегодня, 2004, № 3. С. 24-31
7. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход//Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31
8. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2006. 71 с
9. Жук О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. Минск: Респ. ин-т высш. шк., 2009. 336 с
10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы//Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64
11. Цыркун И. И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству/И. И. Цыркун, Е. И. Карпович; Белорус. гос. пед. ун-т. 2-е изд. Минск: БГПУ, 2011. 310 с
12. Паршиков Н. А. Системный подход к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств. М.: МГУКИ, 1999. 208 с
13. Грыгаровiч Я. Д. Эстэтычная накiраванасць асобы студэнта: педагагічны аспект; Бел. дзярж. ун-т культуры. Мінск, 2002. 403 с
14. Болонский процесс: середина пути/под науч. ред. В. И. Байденко. М., 2005. 379 с
15. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс. TUNING, 2006. 130 с
16. Hutmacher W. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC)//Secondary Education for Europe Strasburg, 1997. 103 p
17. Малахова И. А. Развитие креативности личности в социокультурной сфере: педагогический аспект: монография. Минск: БГУ культуры и искусств, 2006. 327 с
18. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса//Общая стратегия воспитания в образовательной системе России: к постановке проблемы: в 2 кн.; Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов; под общ. ред. И. А. Зимней. М., 2001. Кн. 1. С. 244-252
19. Педагогическое образование в Республике Беларусь: аналитические материалы: практ. пособие/П. Д. Кухарчик [и др.]; Белорус. гос. пед. ун-т; под общ. ред. И. И. Цыркуна. Минск
20. Зеер Э. Ф. и др. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход/Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005. 215 с