УДК 94 Всеобщая история
Цель: конкретизировать сущность и специфику реализации праксеологического подхода в подготовке курсантов военной академии к профессиональной деятельности. Методы: синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, системного анализа. Результаты: на основе теоретического анализа научной литературы конкретизировано содержание понятий «праксеология», «праксеологический подход», «реализация праксеологического подхода в процессе подготовки курсантов военной академии». Коротко проанализированы исторические вехи становления праксеологии как научного знания разумного действия. Резюмировано, что применение праксеологического подхода в подготовке курсантов военной академии требует учета особенностей военно-педагогического процесса, который сейчас исследователи трактуют с одной стороны как организованную и целенаправленную учебно-воспитательную деятельность командиров и офицеров, связанную с обучением, воспитанием, физическим развитием и психологической подготовкой курсантов, а с другой - деятельность курсантов по овладению военными знаниями, умениями и навыками, формирование у себя высоких морально-боевых качеств, развитию военно-профессионального мастерства и психологической готовности к успешному ведению боевых действий. К таким особенностям относится: нетипичность объектов труда преподавателей вуза, каковыми есть личности будущих офицеров как активные участники военно-педагогического процесса; специфика средств и способов осуществления педагогической деятельности, которыми выступают грамотное, страстное, убедительное слово, культура и содержание речи, знания, методические умения и навыки, личные качества, образ жизни и поведения, стиль деятельности педагога и тому подобное. Научная новизна: в статье впервые проанализирована сущность методов, используемых в рамках праксеологии и адаптированых в направлении исследования подготовки курсантов военной академии к профессиональной деятельности. Практическая значимость: основные выводы статьи могут быть использованы преподавателями высших военных учебных заведений в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров.
праксеология, праксеологический подход, курсанты, действие, деятельность, профессиональная деятельность, результативность, целесообразность
1. Барабанщиков А. В. Военно-педагогическая диагностика/А. В. Барабанщиков, Н. И. Дерюгин. - М.: ВПА, 1995. - 108 с
2. Науменко М. І. Управління якістю військової освіти: теорія, методологія, практика/М. І. Науменко, Ю. І. Приходько//Наука і оборона. - 2009. - № 1. - С. 40-50
3. Ягупов В. В. Педагогічна техніка викладачів військово-спеціальних дисциплін [Електронний ресурс]/В. В. Ягупов, М. А. Кришталь//Вісник Національної академії Державної прикордонної служби України. - Садова Т. А. Праксеологічні засади професійно-педагогічної підготовки майбутніх вихователів до організації пізнавальної діяльності дітей/Т. А. Садова//Вісник Глухівського державного педагогічного університету. - 2010. - Вип. 16. - С. 23-27
4. Льовкіна О. Г. Генезис праксеологічних ідей: історико-філософський контекст/О. Г. Льовкіна//Філософські обрії. - 2012. - Вип. 27. - С. 4-12
5. Карпова В. В. Праксеологічний підхід до професійної підготовки майбутніх соціальних працівників /В. В. Карпова//Мова, культура та освіта: тези доповідей та повідомлень Всеукр. наук.-практ. конф. викладачів і студентів (м. Вінниця, 18 квітня 2013 р.). - Вінниця: ВНАУ, 2013. - С. 158-164
6. Философский словарь/под ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с
7. Всемирная энциклопедия: философия/главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М.: АСТ, 2001. - 1312 с
8. Монахова Л. Ю. Принципы коллинеарности и дополнительности: компетентностный и праксиологический подходы в теории и практике профессионального образования [Электронный ресурс]/Л. Ю. Монахова, В. С. Федотова//Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 5. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/05/6613
9. Марон А. Е. Педагогическая праксиология: структура знания и модели реализации в профессиональном обучении/А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова, В. С. Федотова//Человек и образование. - 2012. - № 2. - С. 27-31
10. Современный словарь по педагогике/сост. Е. С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с
11. Кавалеров В. А. Інтенції педагогічної інноватики в дискурсі праксеології/В. А. Кавалеров//Гілея. Сер.: Історичні науки. Філософські науки. Політичні науки. - 2012. - Вип. 57 (№ 2). - С. 489-494
12. Espinas А. Les Origines de la Technologiе/А. Espinas. - Paris: F. Alcan, 1897. -295 р
13. Котарбинский Т. Задачи праксеологии. Избранные произведения/Тадеуш Котарбинский. - М.: Издательство иностранной литературы, 1963. - 912 с
14. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе/Тадеуш Котарбинский; пер. с польск. - М.: «Экономика», 1975. - 271 с
15. Слуцький Є. Визнання. Творча спадщина з погляду сучасності/Євген Слуцький; за ред. В. Д. Базилевича. - К.: Знання, 2007. - 919 с
16. Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по економической теории/Л. фон Мизес. - Челябинск: Социум, 2005. - 878 с
17. Ходаківський Є. І. Економіка та менеджмент праці (праксеологічний аспект): навч. посіб./Є. І. Ходаківський, Ю. В. Богоявленська. - Житомир: ЖДТУ, 2004. - 378 с
18. Колесникова И. А. Педагогическая праксеология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед./И. А. Колесникова, Е. В. Титова. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 256 с
19. Алексеева Т. Б. Культурологический подход в современном образовании/Т. Б. Алексеева. - СПб.: Книжный дом, 2008. - 352 с
20. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий/Г. К. Селевко; в 2 т.; Т. 1. - М.: НИИ школьных техн., 2006. - 816 с