УДК 94 Всеобщая история
Цель: охарактеризовать специфику лингвоэкологичности оценочных высказываний педагога с учетом социально-функционального деления языка на модусы. Методы: описательный, наблюдения, анкетирования, группировки данных, обобщения, дефиниционный и сравнительно-сопоставительный. Результаты: На основе изучения оценочных высказываний педагога на предмет лингвоэкологичности охарактеризованы функции подобных высказываний с учетом модусов языка. Определено, что при нарушении лингвоэкологичности актуализируются не только функции собственно институционального, но и двух других модусов языка. При низком уровне профессионализма педагога наблюдается инволюция средств оценивания и «сдвиг» коммуникации в бытовой модус. При «сдвиге функций» оценочных высказываний учителя в духовный модус языка реализуется креативный потенциал педагога с помощью неэкологичных оценок. Языковая игра при этом осуществляется буквализацией фамилий или имен учащихся, приемом эпонимии, разными видами деформации фразеологизмов. В собственно институциональном модусе языка нарушения лингвоэкологичности оценочных высказываний в педагогической речи проявляются в оценочных штампах педагога, что затрудняет распознание неэкологичности педагогического высказывания. Амбивалентность лингвоэкологичности проявляется в значительном количестве лингвоэкологичных оценочных высказываний педагога, в таких ситуациях частотно представлены «природные» метафоры. Научная новизна: в статье впервые характеризуется лингвоэкологичность/нелингвоэкологичность педагогической речи в оценочных высказываниях с учетом социально-функционального деления языка на модусы. Практическая значимость: полученные результаты и выводы статьи могут быть применены в практике педагогической деятельности педагога, в вузе - при формировании профессиональных компетенций будущего учителя, в дальнейшей разработке теории лингвоэкологии.
лингвоэкология, лингвоэкологичность, модусы языка, эвфемизация, деформация фразеологизмов, языковая игра, буквализация онимов
1. Haugen E. The Ecology of Language: essays by Einar Haugen. Selected and introduced by Anwar S. Dil. Stanford, California: Stanford University Press, 1972. 368 p
2. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений за речевой практикой масс-медиа. СПб: Златоуст, 1999. 320 с
3. Бернацкая А. А. Исторические корни лингвоэкологии в истории философии//Филологическое образование в российско-европейском образовательном пространстве: сборник статей Международ. науч.интернет-конф., проходившей в рамках года и науки и культуры Россия-ЕС, 10-12 апр. 2014. - Сургут, 2014. - C. 98-102
4. Сущенко Е. А. Словарь-справочник лингвоэкологических терминов и понятий. СПб, 2011. 424 с
5. Сковородников А. П. К философским основаниям эколингвистики//Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 2. С. 140-161
6. Ильинова Е. Ю. Эколингвистический модус событийности в пространстве массмедийного дискурса//Вестник Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, Языкозн. 2010. № 2 (12). С. 168-176
7. Курашкина Н. А. Истоки и пути развития эколингвистики//Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 246-250. URL: http://e-koncept.ru/2016/86950.htm
8. Актуганова С. А. Основные направления современных лингвоэкологических исследований//Новое слово в науке: перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2015 г.)/редкол.: О. Н. Широков. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. C. 253-255
9. Сковородников А. П. К становлению системы лингвоэкологической терминологии//Речевое общение: Специализир. вестник. Красноярск: Красноярск. гос. ун-т, 2000. Вып. 3. С. 70-78
10. Сковородников А. П. Об экологии русского языка//Филологические науки. 1992. № 2. С. 104-111
11. Семчук Е. В. Лингвоэкология как междисциплинарная наука//Молодой ученый. Казань, 2014. № 4. С. 1233-1235
12. Этическая лингвоэкология человека нравственного. Монография. Тюмень: Вектор Бук, 2012. 160 с
13. Поликарпов А. М. Экологические аспекты интегративного переводоведения//Теория и история германских и романских языков в современной высшей школе: Мат-лы Всероссийск. научно-практ. конференции. Калуга, 2013. С. 258-265
14. Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве. Монограф. Волгоград: Изд-во «Перемена» ВГСПУ, 2013. 450 с
15. Камышева С. Ю. Оценка//Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник/Под ред. А. П. Сковородникова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. С. 386-388
16. Бернацкая А. А. Категория оценочности как лингвоэкологическая «зона риска»//Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 2. С. 224-241
17. Карасик В. И. Ценностные параметры лингвоэкологческого общения//Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве. Монограф. Волгоград: Изд-во «Перемена» ВГСПУ, 2013. С. 191-201
18. Витгенштейн Л. С. Философские исследования//Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 16. Лингвистическая грамматика. С. 79-97
19. Русская разговорная речь/Е. А. Земская, М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова. М.: Наука, 1983. 277 с
20. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: Языки славянской культуры, 2002. 552 с
21. Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008. 414 с
22. Гридина Т. А. Языковая игра как лингвокреативная деятельность//Язык. Система. Личность. Языковая игра как лингвокреативная деятельность. Формирование языковой личности в онтогенезе. Екатеринбург, 2002. С. 26-27
23. Иванян Е. П., Кудлинская Х., Никитина И. Н. Деликатная тема на разных языках. Монография и словарь эвфемизмов деликатной темы/Под общ. ред. Е. П. Иванян. Самара, 2012. 332 с
24. Иванян Е. П., Кудлинская-Стемпень Х., Никитина И. Н. Бытовые эвфемизмы в русском, польском и английском языках (на материале эвфемизмов туалетной темы): монография под общ. ред. Е. П. Иванян. М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. 208 с
25. Сковородников А. П. К философским основаниям предметной области эколингвистики//Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 2. С. 140-161