Воронеж, Россия
Россия
В статье рассматривается модель распределения транспортных потоков. В исследованиях транспортных потоков удобно использование статистических моделей: движущиеся автомобили могут быть разделены в общем случае на две группы — свободно движущиеся и следующие за лидером. В качестве критерия эффективности распределения транспортных потоков по сети используется суммарное время проезда по сети. С ростом плотности потока необходимо использовать все более сложные наборы параметров и выбирать оптимальный из них в соответствии с условиями движения, оцениваемыми по результатам измерений
Транспортный поток, интенсивность движения, время проезда, сетевое управление, плотность распределения
I. ВВЕДЕНИЕ
Невозможно требовать установку дорогостоящего оборудования на индивидуальных автомобилях в целях изучения дорожного движения, поэтому в роли полигона для испытания выступает ЭВМ.
II. МЕТОДИКА
Определим сеть как произвольно направленный граф с n вершинами и l дугами и представим его с помощью матрицы инциденций А и матрицы контуров В. Примем, что дуга соответствует только одному направлению движения, так что обычные участки дорог с двусторонним движением представлены двумя противоположно направленными дугами, между теми же самыми двумя вершинами, причем направление дуги совпадает с направлением движения потока. Далее в этой модели вершина не обязательно представляет только один участок дороги, но более макроскопично может соответствовать некоторому небольшому участку сети, в то время как дуга в этом случае соответствует совокупности магистральных дорог между такими районами [1].
Если qi- это интенсивность движения на дуге j, то мы имеем
qj≥0 (1)
из-за предположения об однонаправленности дуг.
В качестве критерия эффективности распределения транспортных потоков по сети используем суммарное время проезда по сети и, кроме того, примем следующие допущения:
1) будем учитывать только чистое время передвижения по дугам, пренебрегая задержками, возникающими в вершинах (во многих случаях, задержка может быть включена в задержку на дуге);
2) пренебрежем постепенными или случайными изменениями во времени проезда и примем, что время проезда определяется только интенсивностями движения по каждой дуге, а не каким-либо сетевым эффектом;
3) зависимость между временем проезда (индивидуальным) и интенсивностью движения по дуге представляется выпуклой возрастающей функцией интенсивности (предположив, что скорости превышают величины, соответствующие пиковым интенсивностям движения, мы имеем здесь однозначную функцию).
1. Курьянов, В. К. Пропускная способность регулируемого перекрестка [Текст] / В. К. Курьянов, Е. В. Кондрашова, Т. В. Скворцова, А. В. Скрыпников // Перспективные технологии, транспортные средства и оборудование при производстве, эксплуатации, сервисе и ремонте : межвузовский сборник научных трудов / под ред. В.И. Посметьева. – Воронеж, 2007. – С. 201-203.
2. Кондрашова, Е. В. Критерии качества управления светофорной сигнализацией [Текст] / Е. В. Кондрашова, Т. В. Скворцова, А. В. Скрыпников // Математическое моделирование, компьютерная оптимизация технологий, параметров оборудования и систем управления лесного комплекса : межвузовский сборник научных статей. – Воронеж: «ВГЛТА», 2007. – С. 179-181.
3. Кондрашова, Е. В. Имитационное моделирование транспортного потока для оценки транспортно-эксплуатационных характеристик лесовозных автомобильных дорог [Текст] / Е. В. Кондрашова, Т. В. Скворцова, А. В. Скрыпников, Д. Ю. Сухов // Системы управления и информационные технологии. – Воронеж, 2008. – № 3.2 (33). – С. 276-278.
4. Курьянов, В. К. Управление, основанное на средних характеристиках транспортного потока [Текст] / В. К. Курьянов, Е. В. Кондрашова, Т. В. Скворцова, А. В. Скрыпников // Перспективные технологии, транспортные средства и оборудование при производстве, эксплуатации, сервисе и ремонте : межвузовский сборник научных трудов / под ред. В. И. Посметьева. – Воронеж, 2007. – С. 204-209.
5. Скрыпников, А. В. Комплексное моделирование процесса функционирования дороги в системе автоматизированного проектирования [Текст] / А. В. Скрыпников, Е. В. Кондрашова, Т. В. Скворцова // Транспорт Урала, 2008. – № 4. – С. 6-9.