сотрудник
сотрудник
, Россия
студент
, Россия
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
Развитие конкуренции на рынке розничных продаж предопределяет развитие методических и практических подходов к формированию и диагностике ассортимента реализуемых товаров. Вопросы оптимизации ассортиментной политики находят отражение в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей на протяжении значительного периода времени, однако есть возможность расширения инструментария подобных исследований. В практической деятельности предприятий розничной торговли, в связи с различными форматами продаж, месторасположением, объемами деятельности и другими факторами, во многих случаях затруднительно применение наукоемких эконометрических моделей диагностики ассортимента, в связи с чем возникает необходимость формирования инструментария, удобного для пользования в разнообразных условиях функционирования. Целью исследования является развитие подходов к диагностике формирования ассортимента предприятия розничной торговли на основе синтеза существующих методов и методик. В статье определено понятие доходности продаж в рамках диагностики ассортимента с учетом специфики формирования доходов в сфере торговли. Кроме того, обобщены и структурированы основные методологические подходы к формированию ассортимента предприятия розничной торговли с позиций товароведения, маркетинга и категорийного менеджмента, что позволило обосновать возможность диагностики ассортимента с использованием матрицы совмещения АВС-анализа по доходности и XYZ-анализа по стабильности продаж для формирования основных классов товаров. Предложенная методика расширит инструментарий диагностики ассортимента розничных торговых предприятий и позволит принимать адекватные управленческие решения по его оптимизации для повышения результативности функционирования субъектов розничных продаж.
доходность продаж, ассортимент, торговый ассортимент, ассортиментная политика, формирование ассортимента, диагностика ассортимента, категорийный менеджмент, совершенствование ассортимента
1. Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности : учебник [Текст] / А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 416 с.
2. Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки [Текст] / Л.И. Лопатников. – М.: Дело, 2013. – 520 с.
3. Словарь-справочник экономических терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/books/slovar_eco/page0001.asp
4. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента [Текст] / И.А. Бланк. – Киев : Эльга : Ника-Центр, 2007. – 654 с.
5. Дарбиян, В.И. Формирование ассортимента и товарных запасов в торговле [Текст] / В.И. Дарбиян. – М.: Экономика, 2011.
6. Лисовский, П. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети [Текст] // Справочник экономиста. – 2012. – №7. – С. 54–66.
7. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли: учебник [Текст] / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. – 11 е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2012. – 354 с.
8. Маркетинг: учебник [Текст] / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк, СА. Калугина, В.М. Комаров и др. – М.: КНОРУС, 2016. – 358 с.
9. Никиткин, В.В. Маркетинг розничной торговли: теория и методология [Текст] / В.В. Никиткин. – Москва: Экономика, 2013. – 210 с.
10. Николаева, М.А. Товарная политика: учебник для бакалавриата [Текст] / М.А. Николаева. – М.: Норма; ИНФРАМ, 2015. – 256 с.
11. Балакирев, С. Управление товарным ассортиментом [Текст] / С. Балакирев // Современная торговля. – 2011. – № 2. – С. 26–33.
12. Комаха, А. Ассортиментная политика [Электронный ресурс] / А. Комаха. – Режим доступа: http://marketing.spb.ru
13. ГОСТ Р 51773-2009. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /http://www.rags.ru/gosts/gost/6841/
14. Афанасьев, В.А. Маркетинг в управлении ассортиментом продукции предприятия [Текст] / В.А. Афанасьев, И.В. Сорокин, О.В. Апыхтин // Кожевенно-обувная промышленность. – 2014. – № 3(4).
15. Сысоева, С.В. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент [Текст] / С.В. Сысоева, Е.А. Бузукова. – СПБ.: Питер, 2010. – 45 с.
16. Garvis, M. 4 Strategies to optimize assortment planning [Text] / M.Garvis // Quantum Retail Technology. – 2010. – No1. – Pp. 3–15.
17. Ferreira, K. J. Assortment Rotation and the Value of Concealment [Text] / K.J. Ferreira, G.Joel // Harvard Business School Working Paper. – 2016. –17–041.
18. Balan, M. The Theory and Practice of Optimizing Assortment and Space [Text] / M.Balan // The Category Management Association. – 2014. – 46.
19. Kok, A. G. Demand Estimation and Assortment Optimization Under Substitution: Methodology and Application [Text] / A. G. Kok, M.L. Fisher // Operation Research. – 2007. – 55 (6). – Pp. 1001-1021.
20. Bahng, Y. Assortment Planning for Retail Buying, Retail Store Operations, and Firm Performance [Text] / Y. Bahng, F.T. Rogers, D.H. Kincade // Journal of Distribution Science. – 2018. – 16 (8). – Pp.15-27. doi: 10.15722/jds.16.8.201808.15
21. Rooderkerk, R.P. Optimizing Retail Assortments [Text] / R.P. Rooderkerk, H.J.Heerde, T.H.A.Bijmolt // Marketing Science. – 2013. – 32 (5). – Pp. 699-715. doi: 10.1287/mksc.2013.0800
22. Proshkina, O.V. Methodology of forming the assortment policy of the enterprise [Text] / O.V.Proshkina, O.I. Efremova // IIOABJ. – 2019. – 10 (3). – Pp. 89–92.
23. Kok, A.G. Assortment Planning: Review of Literature and Industry Practice [Text] / A.G.Kok, M.L.Fisher, R.Vaidyanathan. – Pennsylvania: Kluwer Publishers, 2006. – 46.
24. Есина, О. Н. Развитие теоретических подходов к формированию ассортимента предприятия в нестабильных условиях [Электронный ресурс] / О.Н. Есина, Е.В. Краюхина // Региональный рынок в условиях кризиса: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2017. – С. 630-634. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28981347
25. Лукинский, В. С. Прикладные методы и модели в логистике [Текст] / В. С. Лукинский, И. А. Цвиринько // Логистика сегодня. – 2014. – № 6. – С. 32–40.
26. Бодряков, Р. ABC- и XYZ-анализ: составление и анализ итоговой матрицы [Электронный ресурс] / Р. Бодряков. – Режим доступа: http://www.loglink.ru/massmedia/nalytics/record/?id=275/