СИСТЕМОЛОГИЯ В КОНЦЕПЦИИ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются тенденции развития концепции российского менеджмента, нарастание свойства системности в теории и практике российского менеджмента, выявляемое и формируемое усилиями российских исследователей. Показано, что определение границ и категорий менеджмента как науки, их последовательное применение в разнообразии организационных форм деятельности социально-экономических систем обусловливает эффективность их взаимодействия (гармонизации) как природоорганической целостности. В этом процессе возникает и развивается его теоретическая основа в виде системологии науки менеджмента, отражающей логику построения самой науки менеджмента как социально-экономической системы.

Ключевые слова:
социально-экономическая система, менеджмент, функциональное пространство, управленческий цикл, системология, организация, среда.
Текст

Концепция российского менеджмента в современном его понимании активно формируется на коротком интервале времени. Потребность общества адекватно реагировать на изменение экономических условий жизнедеятельности в России после 1991 г. стала главным фактором в создании средств формирования общественного сознания. Одним из таких средств является теория менеджмента в форме «концепции российского менеджмента», существующая в качестве научной школы.

В этом процессе наблюдаются три тенденции:

  • выявление противоречий теории менеджмента в процессе формирования концепции российского менеджмента на основе собственных (отечественных) эмпирических средств и методов взаимодействия людей в процессах совместной деятельности;
  • поиск объективной основы формирования категорий науки менеджмента;
  • обоснование актуальных направлений развития концепции российского менеджмента на основе системологии.

Естественно-научные противоречия менеджмента

Формирование концепции теории менеджмента представляется сложной задачей, решение которой может происходить с учетом особенностей социально-экономической среды, в которой она адаптируется. Смена ценностей и процедур, которые управляют нашим мышлением и поведением, представляются в теории менеджмента как ее парадигма. От общего понимания науки менеджмента как формы общественного сознания общество пытается перейти к поиску способов ее правильного построения (системологии) [4]. В развитии менеджмента как науки проблема становления ее базовых категорий (парадигмы, концепции, закона, функции, связей, принципов, подходов и др.) занимает ключевое положение.

Список литературы

1. Иванова Т.Ю., Коротков Э.М., Приходько В.И. Синергетический менеджмент (или теория рациональной самоорганизации): учеб. пособие. — Ульяновск: Ул.ГУ, 2011. — 410 с.

2. Ковалев А.М. Общество — развивающийся организм. Т. 4. — М.: Квадратум, 2000. — 380 с.

3. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. — М.: ДЕКА, 2004. — 650 с.

4. Пудич В.С. Проблема парадигмальности в теории менеджмента // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. № 1.

5. Пудич В.С. Системные компоненты менеджмента: монография. В 2-х т. — Чебоксары: ИД «Пегас», 2009.

6. Пудич В.С. Законы менеджмента: монография. — М.: РГОТУПС, 2006. — 186 с.

7. Пудич В.С. Развитие категорий системности менеджмента в России // Менеджмент сегодня. 2003. № 2. C. 43–55.

8. Пудич В.С. Системное развитие менеджмента как науки: монография. — М.: ТЕИС, ИНИОН РАН, 2001. — 219 с.

9. Пудич В.С. Тезаурус менеджмента. — М.: ГУУ, 2014. — 410 с.

10. Штеренберг М.И. Физическая сущность жизни и начала теории организованных систем — М.: ООО «Новый век», 2003. — 164 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?