УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.23 Дошкольное образование. Дошкольная педагогика
Введение. В статье рассматривается проблема профессиональной компетентности, описывается сущность и структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ нормативно-правовых документов и научных исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Результаты. Изучено содержание понятия «профессиональная компетентность педагога», представлены различные точки зрения к пониманию качества дошкольного образования, управления качеством дошкольного образования, определена структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования как совокупность образовательных и социальных компетенций. Обсуждение. Подчеркивается, что профессиональная компетентность педагога как совокупность образовательных и социальных компетенций является средством управления качеством дошкольного образования. Заключение. Делается вывод о том, что обоснование содержание феномена «профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования» позволит разработать критерии, показатели и способы оценки профессиональной компетентности, а также найти эффективные формы, методы и средства формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
качество, качество образования, управление, управление качеством дошкольного образования, компетентность, компетенция, профессиональная компетентность педагога, образовательные и социальные компетенции педагога.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 10.03.2020).
2. Шишов С. Е., Кальней В. А., Гирба Е. Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе : монография. М. : ИНФРА-М, 2018. 205 с.
3. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высшая школа, 2004. 512 с.
4. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность : приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547 [Электронный ресурс] URL:: https://base.garant.ru/70859410/ (дата обращения: 10.03.2020).
5. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / И. Н. Асаева ; Ур. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. 23 с.
6. Сваталова Т. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования : повышения квалификации : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Т. А. Сваталова ; Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 2009. 26 с.
7. Молчанов С. Г., Садыкова Т. Н. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности // Социум и власть. 2018. № 1 (69). С. 113-126.
