ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме эмоционального отношения матерей к детям с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании приняли участие 247 матерей детей с ОВЗ – 67 матерей детей с задержкой психического развития, 60 матерей детей с общим недоразвитием речи, 60 матерей детей с умственной отсталостью и 60 матерей детей с расстройством аутистического спектра, средний возраст детей 7,4 года. Выявлены и проанализированы отличительные особенности эмоционального отношения матерей к детям с различными нозологиями по таким критериям, как оправданность ожиданий, оптимальный эмоциональный контакт, чрезмерная концентрация на ребенке (гиперопека) и эмоциональная дистанция с ребенком (гипоопека). Определена эмоциональная вовлеченность матери в процесс взаимодействия с ребенком с ОВЗ.

Ключевые слова:
эмоциональное отношение, дети с ОВЗ, принятие ребенка, эмоциональная холодность, подавление воли
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Алмазова О.В. Привязанность к матери как фактор взаимоотношений взрослых сиблингов: диссертация на соискание кандидата психологических наук.. – М. – 2015. – 265 с.

2. Бонкало Т.И. Механизмы формирования эмоционального отвержения ребенка в функционально дееспособной семье // Известия Самарского научного центра РАН. – 2009. – Т. 11. - № 4(4). – С. 913-920.

3. Булыгина М.В., Мячина Е.Л. Эмоциональная близость матери и ребенка дошкольного возраста как фактор, влияющий на его отношения со сверстниками // Психологическая наука и образование. - 2017. - Том 22. - № 6. - С. 118–129.

4. Васильева Е.Н., Суворова О.В. Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия // Вестник Нижегородского университета. Серия Социальные науки. - 2004. - № 1. - С.13—26.

5. Левакова Е.М. Формирование гармоничного отношения родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья: диссертация на соискание кандидата психологических наук. – Калининград, 2018. – 307 с.

6. Мамайчук И.И. Психологическое сопровождение родителей детей с нарушениями в психическом развитии в условиях образовательного учреждения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. − 2013. − Т. 3, № 3. − С. 37–47

7. Московкина А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье / Под ред. В. И. Селиверстова. − М. : Прометей, 2015. − 252 с.

8. Никольская И.М. Клиническая психология семьи: основные положения. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2010. - № 4. - URL: http:// medpsy.ru.

9. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие : Хрестоматия / Авторы−составители И.В. Добряков, О.В. Защиринская. − СПб. : Речь, 2007. − 316 с.

10. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие для академического бакалавриата. − 2−е изд., испр. и доп. − М. : Юрайт, 2018. − 212 с

11. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. − 2−е изд., испр. и доп. − СПб. : Речь, 2006. − 352 с.

12. Fox N.A. The Effects of Psychosocial Deprivation on Attachment : Lessons from the Bucharest Early Intervention Project // Psychodynamic Psychiatry. − Vol. 45, Special Issue: Neurobiology of Attachment. −2017. −Р. 441−450.

Войти или Создать
* Забыли пароль?