сотрудник
Симферополь, Республика Крым, Россия
сотрудник
, Россия
Статья посвящена проблеме развития познавательных процессов, а именно мыслительной деятельности, у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В исследовании приняли участие 300 старших дошкольников (155 мальчиков и 145 девочек), из них 150 дошкольников с общим недоразвитием речи, обучающиеся в логопедических группах, и 150 дошкольников с нормальным развитием речи, средний возраст 5,5 лет. Выявлены и проанализированы отличительные особенности развития мыслительных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми с нормальным развитием речи. Определена степень сформированности способности к обобщению и выделению значимых признаков, построению логических связей и выделению причинно-следственные связей у дошкольников. Выявлены преобладающие типы мышления у детей дошкольного возраста.
Дистанционное образование, электронное обучение, физическая культура, социально-психологические проблемы педагогов, карантинные мероприятия
1. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования / О.Е.Грибова. – М. : Айрис Пресс, 2005. – 141с.
2. Кольцова М.М. Проблемы исследования детской речи / М.М. Кольцова // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 6. – 441с.
3. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159 с.
4. Леонтьев А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 2004. – 268 с.
5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Издательство «Институт практиче¬ской психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384с.
6. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Р.Лурия. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
7. Мастюкова Е.М. Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М.Мастюкова. – М.: Владос, 1997г. – 167с.
8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте /А.В.Семенович. – М. : Академия, 2002. – 232 с.
9. Тетерина М.О. Почему увеличивается количество дошкольников с общим недоразвитием речи? Причины и пути решения проблемы / М.О.Тетерина // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 1-2. – С. 328-336
10. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия / Т.А. Ткаченко // Альбом дошкольника. – М. : ГНОМ и Д, 2001. – 132 с.
11. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. – М. : Гном и Д, 2000. – 80с.
12. Чиркина Г.В. Основы коррекционного обучения / Г.В.Чиркина // Хрестоматия по логопедии (извлечения и текста): В 2 тт. Т.1 / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М. : Гуман. центр Владос, 1997. – 121 с.