аспирант с 01.01.2022 по настоящее время
Ульяновск г., Ульяновская область, Россия
УДК 31 Статистика. Демография. Социология
Обращение к проблеме формирования инженерной компетенции учащихся связано с новыми требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования и социальным заказом общества. В связи с этим принципиально новыми целевыми приоритетными ориентирами современного образования предполагается системное формирование активной творческой развивающейся личности, которая будет способна к постоянному, пролонгированному саморазвитию с непрерывным самосовершенствованием и самостоятельным комплексным поиском различных форм и способов осуществления направлений своей деятельности. В статье представлена педагогическая модель формирования инженерной компетенции учащихся основного общего образования. Разработанная модель включает в себя цель, задачи, методологические подходы (системный, компетентностно-деятельностный, личностно ориентированный), составные компоненты, этапы, принципы (структурированности, сложности, открытости системы, сознательности и творческой активности, профессиональной ориентированности обучения, полисубъектного взаимодействия, творческого начала, доверительного отношения и самореализации, индивидуальности), педагогические условия организации и предполагаемый результат процесса. В работе применялись преимущественно теоретические методы исследования с подбором и анализом актуальных научных данных по изучаемой проблеме, синтезом, обобщением полученной информации и подведением итогов исследования. Научная новизна работы состоит в представлении модели практико-ориентированного характера, которую можно рассматривать как инструмент достижения высокого уровня сформированности инженерной компетенции учащихся основного общего образования. В модели раскрыты педагогические условия эффективного процесса, определены уровни сформированности инженерной компетенции учащихся. Предложенная модель служит теоретической и практической основой для успешной организации образования учащихся при изучении инженерного дела, внеурочных занятий инженерной деятельности, проектной работы в области науки и техники.
компетенция, инженерное образование, инженерная компетенция, общее образование, компетентностный подход, инженерная деятельность
1. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. 357 с.
2. Михайлова В. Е. Развитие инженерной компетенции в условиях дополнительного образования детей // Роль инноваций в трансформации современной науки: тезисы докладов Международной научно-практической конференции (Уфа, июль 2016 г.). Уфа : НИЦ Аэтерна, 2016. С.264-267.
3. Морамзина Л. А., Безрукова Н. П. Формирование элементов инженерной компетенции школьников в процессе реализации дополнительных образовательных программ по инженерной графике // Развитие детского технического творчества: методический сборник. – Красноярск: Городской информационно - издательский центр, 2013. С. 4 - 16.
4. Подворчан Ю. А. Формирование инженерных компетенций школьников на занятиях в компьютерном классе «Graff» / Ю. А. Подворчан // Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее : сборник научных трудов V Международной конференции школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых (Томск, 3-8 октября 2016 г.) Томск : Изд-во ТПУ, 2016. Т. 3. С. 66-68.
5. Сардушкина Ю. А. Взаимодействие школы и ВУЗа как средство повышения результативности профориентационной работы / Ю. А. Сардушкина // Психология и педагогика. 2013. № 4. – С. 165 – 173.
6. Спивакова Е. А. Сотрудничество школы и вуза – путь к повышению качества образования // Территория науки. 2013. №1. С. 39 – 41.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) URL: https://fgos.ru, свободный. – Загл. с экрана (Дата обращения: 14.10.2020).
8. Черемухин П. С., Шумейко А. А. Инновационная проектная деятельность учащихся школы при реализации программ непрерывного инженерного образования // Турку: ИССПП. 2017. C. 23 – 25.
9. Шмыгова И. С., Чекулева М. Е. Прикладные задачи – как средство формирования инженерной компетенции школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: тезисы докладов XLV международной научно-практической конференции (Новосибирск, сентябрь 2016 г.). Новосибирск, 2016. С. 49-57.
10. Яковлев, Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е. В. Яковлев, Н. О. Лковлева. Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. 316 с.
11. Bull G., Chiu J., Berry R., Lipson H. Advancing children’s engineering through desktop manufacturing // Handbook of Research on Educational Communications and Technology. – 2014. –pp. 675–688. DOI: https://dx.doi.org/10.1007/978-1-4614-3185-5_54
12. Castaldi P., Mimmo N., Mimmo N. An Experience of Project Based Learning in Aerospace Engineering // IFAC-PapersOnLine. – 2019. – Vol.52. – no.12. pp.484– 489. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2019.11.290
13. Chao J., Po H., Chang Y., Yao L. The Study of 3D Printing Project Course for Indigenous Senior High School Students in Taiwan // Proc. IEEE Int. Conf. Adv. Mater. Sci. Eng. (ICAMSE 2016), IEEE, Tainan. – 2016. – pp. 68–70. DOI: https://dx.doi.org/10.1109/ICAMSE.2016.7840234
14. Kostakis V., Niaros V., Giotitsas C. Open source 3D printing as a means of learning // Educational experiment in two high schools in Greece, Telemat. Informatics. – 2015. – Vol.32. – pp. 118–128. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tele.2014.05.001
15. Löfgren S., Ilomäki L., Toom A. Employer views on upper-secondary vocational graduate competences // Journal of Vocational Education & Training. – 2019. – pp.1–26. DOI: https://doi.org/10.1080/13636820.2019.1635633
16. Pikkarainen A., Piili H.. Implementing 3D Printing Education Through Technical Pedagogy and Curriculum Development // International Journal of Engineering Pedagogy. – 2020. – Vol.10. – no.6. – pp. 95-119. DOI: https://doi.org/10.3991/ijep.v10i6.14859