В статье предпринята попытка интеграции экзистенциологического, культурологического, социологического и психологического подходов к проблеме доверия на основе категории «смысл». Феномен доверия востребован тем, что люди являются существами, добровольно находящимися в распоряжении друг друга и, соответственно, уязвимыми друг перед другом. Доверие — отношение, в котором эта фундаментальная уязвимость обменивается на человечность, в этом отношении человечность атрибутируется его участникам. При этом доверие / недоверие является неотъемлемым аспектом процессов смыслообразования и воплощения (embodiment) интерсубъективных смысловых формообразований (интенсиональных структур и контекстов) жизненных миров, сфер экзистенциального соприсутствия людей. Первым воплощением интенсиональной структуры доверия являются социокультурные образцы и институты. Они, в свою очередь, воплощаются в социальных смыслах и социальных отношениях людей. Социальной сферой воплощения доверия является обращение даров (потлач). Наконец, соответствующие экзистенциальные, социокультурные и социальные смыслы находят выражение (воплощаются) в различных субъективных проявлениях доверия, поскольку люди являются участниками экзистенциальных, социокультурных и социальных отношений, которыми опосредствуется их психология. Но человек может обрести субъектность по отношению ко всем этим «всеобщим формам» бытия людьми и вступить в сферу «абсолютных отношений с абсолютным» как в бытие, в котором вера / доверие становится самим способом бытия.
доверие, смысл, смыслообразование, интенсиональные структуры и контексты доверия, воплощение (embodiment), социокультурные образцы дарения, обращение даров (потлач), экономика доверия
1. Аузан А. У нас система устроена так, что пенсионер пожирает пионера. Интервью 10 октября 2018. - http://contentking.ru/video/2018/10/10/aleksandr_auzan
2. Бровин В. Потлач — индейский обычай, который объясняет, куда ты спускаешь всю зарплату. - https://disgustingmen.com/history/potlatch-and-consumer-society
3. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. - М.: Издательство «Гнозис», 1994. — 612 с.
4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики — М.: Прогресс, 1988.-704 с.
5. Гуссерль Э. Картезианские медитации. - М.: Академический Проект, 2010. - 229 с.
6. Делёз Ж. Логика смысла. - М.: Академический Проект, 2011. — 472 с.
7. Деррида Ж. Позиции. - М.: Академический Проект, 2007. — 160 с.
8. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М.: Культурная революция, 2010. - 488 с.
9. Леонтьев А. Н. Философия психологии: Из научного наследия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.— 228 с.
10. Матурана Умберто, Варела Франциско. Древо познания. – М.: Прогресс-традиция, 2001 – 224 с.
11. Моос М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. – М.: КДУ, 2001. – 416 с.
12. П. Бурдье. Практический смысл. — СПб.: Алетейя, 2001 г. — 562 с.
13. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. - М.: Республика, 2000. — 639 с.
14. Селигмен А. Проблема доверия. - М.: Идея-Пресс, 2002. — 256
15. Слотердайк, П. Критика цинического разума. — Екатеринбург: У-Фактория, М.: ACT МОСКВА, 2009. — 800 с.
16. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. — М.: Научный мир, 1998. — 204 с
17. Тюриков А.Г., Большунов А.Я. Информационные технологии как социальный вызов XXI века // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2019. – Т. 9, 2(38). – С. 6-10.
18. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. — М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. — 730
19. Хайдеггер Бытие и время. – М.: Академический проект, 2011. – 460 с.
20. Харари Ю. Н. Homo Deus. Краткая история будущего / Ю. Н. Харари — Издательство «Синдбад», 2015 – 580 с.
21. Хасидская мудрость / Сост. Лавский В.В. – М.: Алетейа, 199, - 280 с.
22. Хоскинг Джеффри Экономика доверия http://www.zh-zal.ru/nz/2010/5/ho7.html
23. Чалмерс Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории. - М: УРСС: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 512 с.
24. Штомпка П. Доверие — основа общества. — М.: Логос, 2012. — 440 с.
25. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. – 527 с.
26. Ясперс К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2001. – 448 с.
27. Bolshunov A.Y., Tyurikov A.G., Chernyshova L.I. (2019) “Society of Trust”: The Essence, the Present and the Future. In: Popkova E., Ostrovskaya V. (eds) Perspectives on the Use of New Information and Communication Technology (ICT) in the Modern Economy. ISC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 726. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-90835-9_121
28. Derrida J. The gift of death. The University of Chicago Press, Chicago, Ltd., London, 1995, 115 p.
29. Esposito M. Oikonomia: una genealogia della comunita. Tönnies, Durkheim, Mauss. - https://www.academia.edu/38661945/Oikonomia_una_genealogia_della_comunità._Tönnies_Durkheim_Mauss
30. Gregg D. Caruso and Owen Flanagan (eds.), Neuroexistentialism: Meaning, Morals, and Purpose in the Age of Neuroscience, Oxford University Press, 2018, 368pp
31. Snowdon P. «Shell Global Scenarios to 2025». http://www.iea.org/media/workshops/2007/egrd/Snowdon.pdf
32. Voros S. THE AUTOPOIESIS OF PEACE: EMBODIMENT, COMPASSION, AND THE SELFLESS SELF. https://www.academia.edu/10886101/V%C3%B6r%C3% B6s_Sebastjan._2014_._The_Autopoiesis_of_Peace_Embodiment_Compassion_and_the_Selfless_S elf_._Poligrafi_in_press_pre-print_version_please_quote_the_original
33. What Does a Human Have That He Can Give Away? An Interview with Peter Sloterdijk by Sjoerd van Tuinen. - https://www.academia.edu/9185150/What_Does_a_Human_Have_that_He_Can_Give_Away_-
34. William Pawlett. Gifts and Reciprocity. - https://www.academia.edu/14297025/GIFTS_AND_RECIPROCIT