Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
Мировая транспортно-логистическая система оказалась одной из наиболее пострадавших сфер в результате пандемии короновируса. В основе негативных последствий лежат различные факторы, к которым можно отнести такие как закрытие государственных границ, введение ограничений на передвижение людей и товаров, разрыв производственно-сбытовых цепочек, снижение спроса и покупательной способности. Совокупность данных факторов отразилась на всех видах транспортных перевозок – от использования личного и общественного транспорта в городах до осуществления пассажирских и грузовых перевозок как внутри стран, так и между ними. Масштабы негативных последствий зависят от типа транспорта и интегрированности государства в мировую транспортно-логистическую систему. Однако, транспорт как отрасль, должен быть более устойчивым к последствиям любых потрясений, так как он является одной из системообразующих отраслей экономики страны. Цель данной статьи - анализ последствий кризиса, вызванного пандемией короновируса для рынка грузовых перевозок железнодорожным транспортом. Объектом исследования являются территориальный центр фирменного транспортного обслуживания юговосточной железной региона. Предметом исследования являются аналитические процедуры и методы обработки данных о состоянии и перспективах изменений рынка грузов.
рынок транспортных услуг, экономика региона, автомобильные грузовые перевозки, железнодорожные грузовые перевозки,кризис связанный с пандемией короновируса
ВВЕДЕНИЕ
Мировая транспортно-логистическая система оказалась одной из наиболее пострадавших сфер в результате пандемии короновируса. В основе негативных последствий лежат различные факторы: закрытие государственных границ, введение ограничений на передвижение людей и товаров, разрыв производственно-сбытовых цепочек, снижение спроса и покупательной способности. Совокупность данных факторов отразилась на всех видах транспортных перевозок – от использования личного и общественного транспорта в городах до осуществления пассажирских и грузовых перевозок как внутри стран, так и между ними. Масштабы негативных последствий зависят от типа транспорта и интегрированности регионов и государства в мировую транспортно-логистическую систему[5]. Под влиянием процессов глобализации и интеграции возрастает роль и значение транспортной логистики[6]. Железнодорожный транспорт игранет важную роль в развитии экономики России. На его долю приходится 45% грузооборота станы, что составляет более 750 миллиардов тонно-километров. [2] По объему грузовых перевозок железнодорожный транспорт занимает 2 место, уступая только автомобильному. По итогам 2019 г. по железной дороге было перевезено 1,3 млрд. тонн грузов, что составило 17% от общего объема погрузки по стране. Структура железнодорожных перевозок характеризуется относительной стабильностью и существенным изменениям не подвергается. Наибольшая доля в погрузке, а это порядка 70%, приходится на сырьевые грузы, среди которых основной номенклатурой является каменный уголь. Перевозки каменного угля оказывают наиболее существенное влияние на показатели работы железнодорожного транспорта. На следующем месте по объему перевозок нефтеналивные грузы. Их погрузка за 2019 г. составила 18% от общего объема железнодорожных перевозок.
Рассматривая динамику железнодорожных перевозок можно отметить ее относительную стабильность. Несмотря на незначительные спады погрузки в 2018, 2019 гг. объем железнодорожных перевозок на начало 2020 г. увеличился на 52 млн. тонн или на 4,3%. При этом, несмотря на относительно стабильную динамику погрузки, претерпела изменения структура железнодорожных перевозок. Так, в течение всего анализируемого периода отмечается снижение объемов погрузки и доли нефтеналивных грузов: сырой нефти и нефтепродуктов. По итогам 2020 г. объем их перевозок сократился более чем на 20 млн. тонн к уровню 2019 г., а их доля в общем объеме перевозок – на 2,5%. В свою очередь это негативно отразилось на доходности железнодорожных перевозок в целом. Поскольку нефть и нефтепродукты согласно тарифному руководству относятся к III тарифному классу, т.е. наиболее высокодоходным грузам, сокращение их перевозок способствовало падению доходов от железнодорожных перевозок[1]. Перейдем к анализу грузовых перевозок, которые обслуживаются и мониторятся структурным подразделением российских железных дорог, Территориальным центром фирменного транспортного обслуживания юго-восточной железной дороги.
1. Типовой технологический процесс организации доставки грузов с использованием услуги «Грузовой Экспресс» // Распоряжение ОАО «РЖД» № 2817р от 30.12.2016. М.: ОАО «РЖД». 2016. 37 с.
2. Хусаинов Ф.И. Ценообразование на железнодорожном транспорте. История железнодорожных грузовых тарифов в России. – М.: МГУПС, 2017.
3. Экономика железнодорожного транспорта / под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса. – М.: УМЦ ЖДТ, 2011.
4. Titova, E.V. Strategy for the sustainable development of the timber industry as subsystems of the regional economy / E.V. Titova, A.Sh. Subkhonberdiev, V.B. Malitskaya, N.M. Safonova // Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020. 33, Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020. 2019. С. 9119-9125.
5. Zelikov, V.A. The model of managing the risk component of intermodal transportations based on new information and communication technologies within optimization of transport logistics of a modern company//Zelikov, V.A., Chernyshev, M.A., Lysochenko, A.A., Chumachenko, S.G. // Advances in Intelligent Systems and Computing 726, с. 668-675
6. Zelikov, V.A. Model of Management of the Risk Component of Intermodal Transport: Information and Communication Technologies of Transport Logistics// Zelikov, V.A., Akopova, E.S., Pilivanova, E.K., Popova, L.K.// Advances in Intelligent Systems and Computing 726, с. 668-675
7. Официальный сайт компании ОАО «РЖД» – Грузовые перевозки. Услуга «Грузовой Экспресс»: http://cargo.rzd.ru/static/portal/ru?STRUCTURE_ID=5183.
8. Официальный сайт РЖД Логистика – Управление цепями поставок: URL: https://www.rzdlog.ru/rzd_express.
9. URL: Официальный сайт журнала «Железнодорожный транспорт» http://www.zdt-magazine.ru/%e2%84%9611-2020/
10. Официальный сайт журнала «Железнодорожный транспорт» URL: http://www.vrnoblduma.ru/press-sluzhba/arkhiv-novostey/5845/
11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy.