Решение данной задачи с позиций синергетического подхода позволит повысить уровень эффективности использования потенциала промышленных предприятий, ускорить темпы их экономического развития и обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции. Целью статьи является исследование возникновения синергетических эффектов на предприятии. Рассматриваются причины возникновения положительных и отрицательных синергетических эффектов. Представлена обобщающая модель формирования различных синергетических эффектов на предприятии. Показано значение воздействий внешней и внутренней среды предприятия на формирование синергетических эффектов. Приведена характеристика видов синергетических эффектов в зависимости от источников и сфер их возникновения. Знание причинно-следственных связей, формирующих тот или иной вид синергетического эффекта, позволяет разработать эффективную стратегию развития предприятия.
синергетический эффект, диссинергия, нелинейность, управление предприятием
Введение. В настоящее время основы синергетической теории лежат в основе наиболее популярных концепций управления системами разных уровней. Будучи сложной динамической системой, функционирующей в сложной социально-экономической среде, современное предприятие характеризуется свойством нелинейности, хотя зачастую управление им осуществляется путем однонаправленных воздействий. Нелинейность заключена во всех хозяйственных процессах и явлениях, она предполагает многовариантность и возможность выбора из альтернатив [1]. Нелинейность – это свойство сложных систем, характеризуемое периодическим чередованием различных стадий протекания процессов, например, усиления и ослабления их интенсивности и т.п. Например, влияние на деятельность предприятия колебаний покупательного спроса на продукцию есть отражение нелинейности. Состояние внешней среды предприятия может повлиять на его хозяйственные процессы и результаты. В связи с этим, направленная на достижение устойчивого развития предприятия, стратегия управления должна быть гибкой и адаптированной к изменениям внешней среды.
1. Занг, В. Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории / В. Б. Занг. — Москва : Мир, 1999. — 311 с.
2. Bradley, M. The Rationale Behind Interfirm Tender Offers : Information or Synergy? / М. Bradley, A. Desai, E. H. Kim // Journal of Financial Economics. — 1983. — №2 (11). — Pp. 183–206.
3. Berkovitch, E. Motives for Takeovers : An Empirical Investigation / E. Berkovitch, M. P. Narayan // Journal of Financial and Quantitative Analysis. — 1993. — №3 (28). — Pp. 347–362.
4. Damodaran, A. The Value of Synergy / A. Damodaran - New York : Stern School of Business, 2005. — 47 p.
5. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф — Санкт-Петербург : Питер, 1999. — 416 c.
6. Флек, М.Б. Практическая экономика предприятия: синергетический подход / М. Б. Флек, Ю. Б. Слюсарь, Е. А. Угнич, И. В. Богуславский. — Ростов-на-Дону : Изд-во ДГТУ, 2014. — 208 c.
7. Богуславский, И. В. Концептуальные основы современного синергетического предприятия / И. В. Богуславский, М. Б. Флек // Инженерный вестник Дона. — 2007. — Т. 1. — №1. — С. 17–23
8. Кузнецов, Б. Л. Эффективность хозяйственной деятельности: синергетический подход / Б. Л. Кузнецов, М. С. Кузнецов, Д. В. Чирков. Набережные Челны : Изд-во Кам. гос. инж. экон. акад., 2011. — 382 c.
9. Князева, Е. Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса / Е. Н. Князева — Москва : ИФРАН, 1995. — 228 с.
10. Князева, Е. Н. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов — Москва : КомКнига, 2014. — 272 c.